Легенда о тюльпановом дереве

К реке Шахе подходили корабли за пресной водой. Здесь же пока пополнялись запасы воды, шла бойкая меновоя торговля.Корабли, простояв три, а то и пять дней, уплывали к месту назначения.
Однажды один из таких кораблей бросил якорь не далеко от устья Шахе и по какой то неизвестной причине вот уже около двух недель оставался на месте и не придавал ни каких признаков, что говорится к продолжению дальнейшего пути . Это крайне удивило местных жителей и их старейшины послали к кораблю гонца, чтобы выяснить причину долгостояния и узнать, не нуждаются ли они в помощи , которую могли бы окозать горцы.
Возвратившийся посыльный принёс новость, что корабль загружен разными редкостными ценными саженцами и должен был неделю тому назад продолжить путь к месту назначения, но хозяин корабля тяжко заболел и сейчас находится на берегу и что он, не надеясь на выздоровление, дал команду стоять до тех пор, пока не умрёт и не придадут его тело земле, а не выбросят в открытом море за борт на съедение рыбам.
Такая новость огорчила старейшин и они решили послать для обследования состояния больного своих лучших лекарей, среди которых оказалась и знаменитая старушка-знахорка
Лекари, осмотрев больного, сокрушённо покачали головами и в бессилии развели руками.
Старушка же, обследовав его всесторонне, довольно улыбнулась и обнадёживающе заключила что от такой болезни, если не слишком запущенна, можно излечиться и попросила чтобы его перенисли к ней в дом.
-Надеюсь,-сказала она, -что через 10-12 дней он сам на своих ногах живым и здоровым возвратится на свой карабль.
Так и случилось. Через десять дней хозяин корабля выздоровил и возвратился на корабль.
Вот в знак благодарности к местным жителям хозяин карабля за своё спасение посадил возле устья реки Шахе несколько саженцев, имеющих свойство выделения хинина, в чем так остро нуждались жители при лечении заболевших малярией.
Отныне одно из этих деревьев уцелело и как памятник природы охроняется законом. Здесь каждый год 21 мая собираются люди, делается жертвоприношение-режут быка или барашек....
Хотя считается, что это Тюльпановое Дерево посадил генерал Раевский в далеком 1840 году. По другой версии, это дерево в бытность генерала здесь уже было, и ему уже около 250 лет (есть версии что дереву 800 лет). Говорят, что в лириодендрон попадала молния, что оно пережило много ненастий, но ничего его не сломило. Адыги считают, что это дерево священно, что стоит прикоснуться к нему или обнять, и дерево даст тебе здоровья и силу и называют его Меран или Пегьэмбар чъыг, что означает Древо Пророка, и рассказывают о его появлении следующее:
«В незапамятные времена сам пророк Созреш перешёл Чёрное море «по воде яко по суху» с чудесным Посохом. Он остановился на правом берегу большой горной реки, впадающей в море. Пророк воткнул свой посох в землю именно здесь, в местности, которую горцы называют Шэхэпэкъал и стал готовиться к намазу. Пока шла молитва, посох пророка чудным образом пустил корни и зазеленел».
По другой версии, Созреш у адыгов – бог земледелия, домашнего благополучия и, одновременно, покровитель путешественников. Священный Посох Созреша с семью сучьями в старину хранился в каждом адыгском доме или в хлебном амбаре. Перед посохом каждая семья горцев совершала обряд моления, прося Созреша дать хороший урожай и благополучия в доме. Очевидно, что первоначально Священное Дерево Пегъэмбар чъыг было посвящено древнему божеству Созрешу. С принятием же горцами ислама, Созреша стали называть пророком. Вот что пишет по этому поводу Дюбуа де Монпере:
«Сеосерес (адыгейское Сузереф – пророк, посредник между Богом и людьми)- большой любитель путешествий, и ему подчиняются ветры и воды; его особенно почитают шапсуги и натухайцы. Почти в каждой семье есть такое божество; осенью, в день празднования, его торжественно вносят в дом при громе инструментов, употребляемых для религиозных церемоний, и радостных криках всех обитателей жилья, поздравляющих божество с благополучным прибытием; оно уставлено маленькими свечками, и на его верхушке прикреплён круг сыра; вокруг него пьют бузу, едят и пьют.»
Интересно, что Сеосерес удивительным образом напоминает нам египетского Осириса, также покровительствовавшего производительные силам природы и земледелию. Древо Осириса таинственным образом даровало победу над смертью. На египетских изображениях сквозь гроб Осириса прорастает зелёное древо, как символ умирания и возрождения в иную лучшую жизнь. Вот из какого Посоха выросло наше Чудо-дерево, которое и поныне каждую весну радует своими цветами- тюльпанами. Как разъяснили генералу Раевскому Биарслан Алхасоко Берзека, племянника видного военного и политического лидера горцев Западного Кавказа 1820 – 1840 г. и убых Хаджи Исмаила Дегумыко Берзека, и другой убыхский дворянин по имени Тюльпар, причину упорного сопротивления защитников Шахе, они сказали, что «прибрежная роща» была издавна Тагапк (место моления определённой общины), то есть священный лес (Тхьач эгъ – «под покровительством бога»), куда они стекались для языческих обрядов и народных совещаний. Потому-то при виде флота, они произнесли торжественную клятву: «умереть до последнего, но не допустить неверных до осквернения святыни». Часть священных деревьев погибла во время обстрела, другие были вырублены при устройстве лагеря, засек, в целях расширения плацдарма для высадки и обзора местности. В результате из этой рощи уцелело только одно дерево – молчаливый свидетель тех трагических событий. 
Если очень захотите убедиться, то приезжайте сюда числа 10-20 мая; увидите Чудо в цвету.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930