Жизнь / История / 18 февраль 2019

Предание о генетическом родстве Шервашидзе (Чачба) – Мурзакан.


После образования на Северном Кавказе абазинских поселений, очевидно, участились единичные и групповые переселения людей из Абхазии за Кавказский хребет. Мигрировали не только из северо-западных районов, но и центральных и юго-восточных районов Абхазии. Люди перемещались для обжития и новых территорий, некоторых тянули родственные связи; были и вынужденные переселения, вызванные преследованием христианства на побережье, межфеодальными усобицами, враждой, убийствами, кровной местью и т.д. 
Об одном случае коварного выдворения из Самурзаканской Абхазии княжича, случайно оказавшегося на Северном Кавказе, сообщается в книге Абубекира Мурзэкъана10, посвященной родословию известного рода Шервашидзе (Чачба) – Мурзакан. В ней раскрывается история образования на Северном Кавказе из абхазской княжеской фамилии Шервашидзе новых фамильных имен. Родоначальником адыгской фамилии Мурзакан стал Александр (Исмел) Шервашидзе (Чачба) – сын владетеля Самурзаканского удельного княжества Манучара (Манча) Шервашидзе (полковник, кавалер орденов, в 1813 г. был убил в свое резиденции – бедийском дворце). Малолетний Александр, после убийства отца, номинально считался владетелем Самурзакана, на самом деле именем Александра управлял родной брат его матери Леван Дадиани, принявший под свою опеку племянников: Александра и Дмитрия. Александр, по достижении совершеннолетия, в 1829 г., был сослан наместником Кавказа Паскевичем по донесению Левана Дадиани в Сибирь, но не достиг места поселения: согласно официальному сообщению, умер в пути а по семейному преданию – по дороге «Александр (Исмел) сбежал, вначале обосновался в селении Бабуково, возле городка Георгиевска. Позже его потомки перебрались в селение Кармово, ныне Каменномосткое»11. На Северном Кавказе Александр присвоил себе фамилию Мурзакан в честь своего славного прадеда Мурзакана Шервашидзе (Чачба), который с 1761 г правил удельным владением, расположенным между реками Галидзга и Ингур. Сильный, волевой Мурзакан в своем владении положил конец процветавшим в то время грабежам, бандитизму, торговле людьми, установил мирную и безопасную жизнь, и признательное население владению князя присвоило его имя – «Самурзакань». Так назывался современный Гальский район до 1930 года. 
«В наши дни, - пишет профессор А.И. Мусукаев, - родословную продолжает шестое-седьмое поколение мурзакановых. Уже в XIX веке они расселились в Адыгее, Черкесии, кабардинских селах, уехали в Турцию, Сирию, Иорданию, Израиль, США. Во время моего посещения в 1995 г. США, г. Паттерсона, мне приходилось встречаться с представителями одной из ветвей мурзакановых, которые познакомили меня со своим вариантом генеалогического древа, интересовались проживающими в КБР однофамильцами и вообще нашей республикой и страной»12.
Абубекир Мурзэкъан собрал материал в более чем двадцати населенных пунктах Северного Кавказа – в Адыгее (г.Майкоп, пос. Гиагинск, аул Хатажукай, аул Бланачипс); Кабардино-Балкарии (гг. Нальчик, Баксан, Нарткала, селениях Каменномостское, Залукодес, Зольское, ст.Черек, Псыгансу, Дугулбгей, Кахун, Лескен, по с.Залукокоаже) и других местах. Составил подробный посемейный список Мурзакановых, где указаны формы, типы и состав современных семей, уровень рождаемости, характер семейно-брачных отношений, степень экзогамности, отношение к межнациональным бракам. Представляет интерес состав личных имен, соотношение этнических – языческих, заимствованных и других имен. В списках мужской линии фамилии Мурзакан значатся 340 человек (1912-1998 года рождения) с указанием фамилии, имени и отчества, а по женской линии их численность еще больше. В каждом конкретном случае указаны полные именные данные. 
В абхазской поговорке «От одного произойдет сто», число «сто» подразумевается множество. Потомство молодого Александра, сына самурзаканского владетеля Манучара Шервашидзе-Чачба, чудом избежавшего сибирское поселение, за сравнительно короткий срок ( с 1829 г.) на Северном Кавказе размножилось на славу. Обращает на себя внимание широкая география расселения фамилии Мурзакан, появление ее новых этногенетических разветвлений как на Северном Кавказе, так и в других странах. 
Книга Абубекира Мурзэкъана пронизана призывом к единокровным современникам и их будущим потомкам: «Помните корни свои!». 
В Кабардино-Балкарии создана общественная организация родового объединения «Мурзакан». В ее Уставе определены основные задачи: а) консолидация Мурзакановых на традиционных адыгских внутриродовых взаимоотношений; б) гуманизация и оптимизация межличностных, межродовых и межнациональных отношений в качестве важнейших условий построения и сохранения устойчивого, стабильного и демократического общества; в) содействие возрождению языка, традиций и культуры адыгского народа..» и т.д. 13 Программа родового объединения «Мурзакан» определяет основные направления культурно-просветительной, нравственно-этической, воспитательной, благотворительной деятельности. Она, в частности, предусматривает воссоздание объективной картины исторического прошлого всех кланов Мурзакан; составление генеалогического древа всех ответвлений Мурзакановых; выяснение этногенетических связей Мурзакановых с другими фамилиями и родами Кабарды и Кавказа; оптимизацию связей Мурзакановых с остальными родами республики и Кавказа; установление самых тесных связей с сородичами из зарубежной диаспоры, активное содействие желающим из них репатриации на историческую родину; призывает всех Мурзакановых к терпимости – одного из главных свойств адыгского менталитета, способствовавшего поддержанию в обществе согласия и мира и т.д.14 Весьма практичны и актуальны пункты программы, предусматривающие деятельность родового объединения «Мурзакан» в нравственно-этической и воспитательной сфере. 
Генеалогия рода – это часть истории народа, в которой конкретно отражается сложный, порой трагичный, порой благоприятный, созидательный путь, который проходят люди в веренице быстро сменяющих друг друга контрастных событий, в водовороте которых вдруг оказываются и племена, и народы, и отдельные люди. Нередко человеку заново приходится начинать борьбу за выживание, часто не у себя на родине, а где-то далеко от нее, как это случилось с Александром Шервашидзе (Чачба). Отец его Манучар и брат Дмитрий погибли на родине, а сам Александр чудом выжил в Адыгее; его потомство – Мурзакановы – теперь консолидируются и живут по принципам культурно-исторических и нравственно-этических ценностей адыгского народа и вносят свою лепту в развитие экономики и культуры республики. 
Современные северокавказские Мурзакановы поддерживают связь с Абхазией, почитают свои абхазские корни. Арсен Мурзаканов в автографе книги, презентованной абхазскому другу Якубу Лакоба, пишет: «Представителю известного и знаменитого рода адыго-абхазов – от потомства абхазского рода Шервашидзе –Чачба – кабардинцев – адыгов – абхазов – Мурзакановых...». Можно не сомневаться, что эти слова выражают чувства многих сородичей. 
Книга Абубекира Мурзэкъана раскрывает яркие страницы межэтнических генетических и культурных связей соседних народов, ориентирована на воспитание исторического мировоззрения молодежи. Подчеркивая практическую значимость книги, проф. А.И. Мусукаев пишет: «Консолидация членов многих десятков фамилий и проведение сходов стали, по мнению населения, тем реальным инструментом, который хоть как-то сможет остановить процесс духовного обнищания наших народов, развить гражданственность и самосознание молодежи, помочь поколению нищенствующих пенсионеров, малоимущим и т.д.»15. 
Благодаря исследованию Абубекира Мурзэкъана мы узнали об одной северокавказской ветви самурзаканских удельных князей Шервашидзе (Чачба) – Мурзакан, которая в XIX-XX вв. образовала новые линии родословной, расселившись в Адыгее, Черкесии, Кабарде, Турции, Сирии, Иордании, Израиле, США.
Литература: 
10. Маан О.В. Из истории фамильных имён абхазов //Абхазоведение. – Сухум, 2003. С. 189-198. 
11. Дасаниа. Д.М. Из истории изучения абхазских фамилий (до 1961 года включительно) // Абхазоведение. – Сухум, 2003. С. 199-209; Из истории изучения абхазских фамилий 60-80-х гг. XX века // Абхазоведение. – Сухум, 2007. С. 165-181.
12. Смыр. Г.В. Основные особенности абхазских фамилий. – Сухум, 2000. 
13. Джанашиа С.Н. К генеалогии Бараташвили. Труды. Т.2. – Тбилиси. 
14. Мачавариани К.Д. Сословный вопрос в Абхазии // Черноморский вестник. 1900. № 121, № 124. 
15. Басария С.П. Самурзаканцы или мурзаканцы // Материалы по истории Абхазии. Вып. 1. – Сухум, 1990.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
x