В Мире / Абхазия / 25 июнь 2018

Давид Дасаниа: Путевые заметки абхаза

Позавчера у меня в Адапазаре, город в Турции, состоялась, я бы сказал, уникальная, запоминающаяся на всю жизнь встреча. Как вам известно, мой исследовательский проект направлен на глобальное изучение абхазо-адыгских диаспор в странах Ближнего Востока. Цель проекта – создание единого и всемирного архива абхазо-адыгских народов. Поэтому, прибыв в Турцию и оказавшись в окружении моих абхазских соотечественников, я попросил их периодически знакомить меня и с нашими черкесскими братьями. По возможности я хотел выехать в любое черкесское село, чтобы собрать побольше действительно исчезающей, но ценной для наших народов информации. 
Как говорится в поговорках, сказано – сделано. Благодаря Эргюну Семейхо, ашвуа по происхождению, я вышел на связь с известным черкесским (шапсугским) историком и эрудитом, которого зовут Рагып Шхалахо или же официально Rag?p Mete. 
Я не знаю, как уважаемый Rag?p Mete будет относиться ко мне в дальнейшем, но одно скажу точно: с моей стороны я буду воспринимать его как старшего друга, как близкого брата, большого патриота своего народа и талантливейшего энциклопедиста. Семья Рагыпа Шхалахо – один из мостов, объединяющих адыгов с абхазами с точки зрения генеалогических контактов. Есть две абхазские фамилии, с которыми семья Рагыпа находится в кровном родстве. Вспомнил, это Ачба и Маршан. 
Рагып великолепно знает свой родной язык. Он прекрасно информирован о многочисленных абхазо-адыгских лексических параллелях. Он непревзойдённый знаток исторических источников, коим, как вам известно, цены нет. Но более всего меня поразило то, насколько мощно в среде черкесской диаспоры поставлены вопросы идеологии и информационной политики. Аналогичные механизмы абхазской диаспоры в Турции не идут ни в какое сравнение. 
Упоминание об идеологии и политике не должны политизировать мой пост и направлять написанное мною в русло, о котором я практически не думаю. Я имею в виду то, что черкесы знают и любят свою историю, реально оберегают её как зеницу ока. Практически каждый второй черкес проводит мониторинг интернета и находится в курсе событий всего, что происходит на Кавказе и в мире. А на меня у них вообще открыто целое «досье»!))) Причём ими зафиксированы все мои основные высказывания. По всем актуальным вопросам. По главным, с их точки зрения, направлениям. Они передают их по ватсаппу, мессенджеру и прочим доступным средствам связи, фиксируют в своих многочисленных открытых и закрытых группах в различных соцсетях. 
Но во всём этом, мне кажется, нет, вернее, недостаточно профессионализма. В информации обо мне есть немало откровенной лжи и клеветы. Причём все мои высказывания, отражённые в интернете, передёргиваются. Меня цитируют с большими ошибками и отсебятиной. И тот, кто меня цитирует, часто совершенно дохлую муху превращает в живого слона. Но, как меня заверил Рагып, лично он не верил всему этому и считал, что рано или поздно Всевышний предоставит ему возможность познакомиться со мною лично и самому разобраться, что есть ложь, а что есть правда. И это, как он сказал, случилось. 
Мы сидели в дружеской компании в ресторане, принадлежащем сыну Ергюна Семейхо. Вместе с нами был наш брат из Харман-Тепе Халюк Харазиа. Мне Рагып задавал ряд вопросов, на которые я охотно отвечал. Например, говорил ли я о том, что 80% кабардинцев не являются адыгами, а, наоборот, происходят от абхазов и абазин. Конечно, в составе кабардинцев есть люди абхазо-абазинского происхождения, но это никак не 80%, а, как минимум, наполовину меньше. Вероятнее всего их примерно 40%. Но даже если 40, что тут плохого? Кто мне может это объяснить? Я задал всем присутствовавшим этот вопрос. Ведь то, что я происхожу от матери-абхазки убыхского происхождения, мною воспринимается как повод для гордости. У меня и прабабушка Атрышба, несмотря на абхазскую форму фамильного имени, являлась абхазкой убыхского происхождения. И что? Кто мне может доказать, что это плохо? 
Видит Бог, мне самому, когда я нахожусь в Кабарде, говорят, что, дескать, среди кабардинцев есть 80% лиц абхазо-абазинского происхождения. Но мне это говорят люди со стороны, а не я. И с ними, с теми, кто это говорит, я спорю. Я утверждаю, что это не может быть правдой. А тут мне приписывают то, чего я не говорил. Но при этом я подчёркиваю, что Рагып, судя по его словам, всему этому не верил. 
Далее, ко мне у черкесов есть претензии на счёт того, что я считаю черкесами всех, как адыгов, так и убыхов, абхазов и абазин, а не только адыгов. Да, есть у меня такой «грешок». Я действительно считаю, что под этнонимом «черкесы» можно и нужно объединять все абхазо-адыгские или адыго-абхазские народы. Кому как удобнее. Если это не так, то какого хрена, я спрашиваю, простите за мой «французский», в своё время создавали Международную Черкесскую Ассоциацию, куда абхазы вошли вместе с абазинами? Для чего это было нужно, если в понятие «черкесы» не входят абхазо-абазины? Для ассимиляции абхазов? Или для раскола абхазов с абазинами? 
Я считаю, что МЧА был правильно создан. Он был создан настоящими, а не квасными мужчинами и патриотами. Но, братья мои, даже при этом я не вижу никаких проблем. На сегодняшний день черкесами на самом деле в мире являются только адыги. Если им не нравится, что мы порой выдаём себя за черкесов, давайте тогда уважать их мнение и перестанем это делать. Кстати, абхазы Турции уже давно не считают себя «черкесами». Я, например, выдал себя за черкеса тогда, когда впервые прибыл в Турцию. На вопрос молодого пограничника о моей национальности я сказал: «Ben abaza». Пограничник переспросил, а я ещё раз ему ответил то же самое. Но он не понял, кто я, так как этноним «абаза» ему был не знаком. И тогда я заявил ему: «Ben ?erkes». Что мне ещё оставалось сделать? Тогда он сказал «ооо!» и выразил сожаление, что я не турок. 
Мне в вину ставят заявление о том, что основным населением Красной Поляны являлись до недавнего времени абхазы и абазины. И опять-таки, с чем тут можно не соглашаться? Ведь есть архивы. Нужно просто их поднять и так же просто их прочесть. Сравнить фамильные имена. Кто-где ныне живёт. Какое происхождение, с точки зрения этнологии и генеалогии, имеют те или иные фамилии. И всё. Сей вопрос, по сути, яйца выеденного не стоит. 
Сегодня порой некоторые близкие мне черкесы пишут мне в личку о том, что, дескать, с таким другом, как я, и враг не нужен. Я оставлю подобные оценки Божьему суду. Не буду их комментировать. Не понимаете мою душевность? Не цените моё неравнодушие? Не чувствуете моей глубочайшей к вам любви, граничащей с широчайшей ответственностью? Нет проблем! Вы, наоборот, разгружаете мою и так непомерно загромождённую жизнь. Спасибо вам за это! Я желаю вам успехов. И будьте вы благословенны. 
Знаю, что среди черкесов у меня большое количество друзей. И среди тех, с кем я пока не знаком, есть до 70-80% тех, кто ко мне относится с уважением. Это подтверждает и пост Рагыпа Шхалахова с фотографией, где мы с ним, Эргюном и Халюком сидим в ресторане г. Адапазар. Я вижу это по дружественным и недружественным лайкам. Это же, своего рода, показатель и уважения друзей Рагыпа к нему самому. 
И в конце я хочу обратиться к своим соотечественникам абхазам и абазинам. Любите свой народ и продвигайте свои интересы, как это делают черкесы. Рагыпу большой братский привет!
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031