Кавказ и Закавказье в работах Дмитрия Ивановича Ермакова

Дмитрий Иванович Ермаков (1845 -1916) - русский фотограф, ориенталист, этнограф из Тифлиса (Тбилиси). Военный топограф по образованию. Его произведения были созданы как в студии, так и во время плэнерных съемок (в естественных условиях и при естественном освещении). Архив его негативов 1870 - 1890-х гг. составляет специальное собрание в одном из хранилищ Тбилиси. Его панорамы Кавказа стали визиткой Старой Грузии и Армении, и разошлись массовыми тиражами в открытках и литографиях. 


На мой взгляд, в Тифлисе 19 – начала 20 века, были две очень знаковые фигуры: Михаил Семенович Воронцов, который заложил основы нового, современного города и Дмитрий Иванович Ермаков, который сохранил для нас его облик в фотографии. 

В 1860-х годах он вместе с художником Петром Колчиным открыл в Тифлисе первое портретное фотоателье на Дворцовои? улице. В то время все любили сниматься, так как фотография была в новинку. Кроме того, она заменяла парадные портреты, пользовавшиеся популярностью у представителей высшего света. Ермаков не был единственным студийным фотографом в Грузии, однако его фотоателье было очень востребовано. Он придавал своим героям национально-социальный облик, помещая их в соответствующий антураж и добавляя в кадр специальные атрибуты. А так как Тифлис всегда считался многонациональным городом – у Ермакова было большое раздолье.Так Дмитрий Иванович фотографировал самые разные этнические типы. В Российской империи на эту тему был заказ — такие серии коллекционировали, выпускали альбомы. Студия Ермакова и Колчина была хорошо оборудована. Рассматривая работы из фотоателье, можно подумать, что перед нами не фотоснимки, а черно-белые картины. Так как Колчин был художником – он знал тонкости портретного искусства. Все фотографии грамотно выстроены — авторы старались придать кадрам живость с помощью фона, растушёвки и декораций. 

В конце XIX века фотография была сложнее не только с художественной точки зрения, но и с технической. В фотоаппарат вставлялись стеклянные негативы, которые в мастерской превращались в снимки на тонкой бумаге. Раствор, используемый при проявлении, приходилось делать самостоятельно. Из-за трудного процесса каждый кадр тщательно продумывался – надо было усадить гостя, расставить мебель, продумать образ. Несмотря на то, что снимкам более ста лет, они хорошо сохранились – важную роль сыграло качество. Предположительно, почти у каждого фото было несколько экземпляров (тираж), которые рассылались по разным музеям. 

Через десять лет Ермаков открыл уже собственное фотоателье в центре Тифлиса. Постепенно он приобрел славу успешного коммерческого фотографа. К 80-м годам Ермаков стал мощным универсалом. Кроме того, он был военным топографом и ездил в экспедиции, в том числе археологические. По заказу различных организаций он делал этнографические снимки, а также создавал свои коллекции, которые потом продавал. 

Поездки по разным странам и регионам вдохновили Дмитрия Ивановича на создание многочисленных серий, часть из которых сегодня представлена в музее Востока. В нескольких залах перед нами открывается Ермаков как мастер не только портретов, но и городских пейзажей, чередующихся с репортажной съёмкой. Первый зал посвящен, конечно, родной Грузии – старый Тифлис, серные бани, крепость Нарикала, площадь Воронцова, живописные мосты и другие достопримечательности города. Грузинская серия интересна тем, что отчетливо показывает, как за сто лет изменился Тбилиси, — некоторые дома стоят и по сей день, а вот памятника Воронцову уже нет, как и большинства мостов. В Грузии работы Ермакова также ценятся – именно там впервые был опубликован альбом старого Тифлиса. 

Рядом с тифлисской серией расположились фотографии, посвященные армянской культуре. И это неслучайно. Как говорит представитель музея, половина работ была сделана в Грузии, так как в то время там жила многочисленная армянская диаспора. Фотографии Ермакова показывают, как жили и одевались армяне из разных регионов, например, на востоке мужчины носили меховые шапки, а на западе – тканые. На снимках также видно, что армяне почитали свои обычаи – надевали национальные костюмы, исполняли традиционные танцы. 

Более детально одежда показана у народов Северного Кавказа. "Здесь можно увидеть черкесских женщин в длиннополых платьях с рукавами, наряд адыгов с серебряными застёжками и высокими головными уборами с вышивкой или украшениями, костюмы балкарцев и абхазов и многое другое", — говорит Ермакова. По ее словам, организаторы не увлекались конкретными вещами, а старались через портреты показать быт и традиции разных народов. 

***
Судя по всему, страсть к путешествиям проявилась у Дмитрия Ермакова довольно рано, как и увлеченность фотографией. Трудно сказать, как он всё успевал, но уже в 1870 году, т.е. когда ему было 25 лет, в Петербург отправился его первый фотоотчет о Кавказе, который вызвал огромный интерес членов Русского географического общества. Уже в 1874 году Дмитрий Иванович Ермаков получил награду Французского фотографического общества. Его начали приглашать в экспедиции, и каждая из них становилась настоящим открытием новых мест для широкой публики. Русско-турецкая война (1877-1878 г.г.) несколько изменила планы Ермакова. Он был направлен в действующую армию, в качестве военного топографа. Конечно, он взял с собой фотоаппаратуру и события тех лет также нашли отражение в его фотографии. 

По окончании войны, Ермаков снова вернулся к любимому делу, и в том же году (1878г.) получил награду Московской антропологической выставки. Его экспедиции стали систематическими, но сложные походные условия требовали совершенствования фотографической техники. Надо сказать, что в этот период уже появился ,,походный,, фотографический прибор И.Филиппенко и ,,стереоскопический снаряд для экспедиций Д.Езуческого,,. Однако, взяв их за основу, Дмитрий Иванович сконструировал свои, принципиально новые объективы и усовершенствовол походную лабораторию. Новая техника открыла для него и новые возможности, сделав фотографию более качественной, позволила снимать в сложных походных условиях. 

Интресно, что Дмитрий Иванович постоянно изучал языки, что существенно упрощало его общение с очень разными людьми и помогало в работе. В зрелом возрасте он владел уже 10 языками и наречиями. География его путешествий поистине впечатляет: Грузия, Армения, Северный Кавказ, Крым, Персия, Турция, Средняя Азия, Ближний Восток... Работая в Персии он даже получил звание личного фотографа Персидского шаха. Отовсюду, где бы он не побывал, Дмитрий Иванович привозил сотни фотографий археологический раскопок, старинных храмов и построек, этнографический материал, множество портретов, он фиксировал все значимые события, при которых присутствовал. Весь этот огромный фотоматериал, без преувеличения, можно назвать бесценными документами времени, дающими богатую пищу не только любителям фотографии, но и людям науки: ученым, исследователям, этнографам. 


























Благодаря его участию в экспедициях по Кавказу, Тифлисский Кавказский музей получил ценнейшие материалы, которые и сегодня имеют огромное значение для изучения Кавказа. За работу ,,Материалы по археологии Кавказа,, Ермаков был удостоен медали 10-й международной фотографической выставки в Париже. В 1896г. выходит из печати ,,Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии и европейской и Азиатской Турции,, , а затем в 1901 году дополнение к этому изданию - т.н. ,,Каталог Ермакова,,. В общей сложности они составили 25.556 негативов, в том числе стереоскопов. В 127 альбомов вошли снимки, сделанные в Грузии, Турции, Армении и на Северном Кавказе. 

Ещё 36 снимков Дмитрия Ермакова вошло в превосходно изданный альбом ,,Зеркало Кавказа,, в 1902 году. В 1903г. при Петербургском музее Его Императорского Величества Александра 3-го, открылось Кавказское этнографическое отделение. Среди его первых экспонатов были 500 фотографий, приобретенных музеем у Ермакова. Несколько тематических альбомов были переданы Ермаковым в музеи Парижа и Лондона. Интерес к фотографии Ермакова был огромен. Литографии и открытки ,,Фотографии Д.Ермакова в г.Тифлисе,, расходились массовыми тиражами. За ним прочно закрепилась слава фотографа высочайшей культуры, признанного мастера фотографии и исследователя Кавказа. Только церковые древности Кавказа, отснятые, систематизированные и пронумерованные Ермаковым, составляют около 20 тысяч негативов. 

Член-корреспондент Кавказского общества изящных искусств, действительный член Кавказского Археологического общества , Дмитрий Ермаков был отмечен наградами Ирана, Турции, Италии, Бельгии, России, Германии... , но даже всеобщее признание не стало поводом отказаться от сложных, а порой и опасных походов. Уже будучи человеком пожилым, в 1912 году, он отправился с экспедицией в Сванетию, откуда привез около 900 снимков. И, конечно, неоценим труд Ермакова, который дает нам возможность увидеть старый Тифлис. Необычайно добросовестно сделанная работа, сегодня является бесценной летописью города 19-го – начала 20 века. Многое из того что было разрушено, сохранилось для нас только благодаря его прекрасным фотографиям. Надо сказать, что город оценил своего достойного сына, присвоив ему звание Почетного гражданина Тифлиса. 

Дмитрий Иванович Ермаков скончался в 1916 году в Тифлисе. Ему был 71 год. Похоронен на Кукийском кладбище. 

Дмитрий Иванович Ермаков был женат на дочери австрийского строителя, работавшего в Тифлисе, Анне Бихольд . У них было трое детей - Иван, Александр и Людмила. После кончины Дмитрия Ивановича, его дело продолжили Александр и Людмила Ермаковы.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031