В Мире / Абхазия / 02 июль 2018

Дворянские сословия в Абхазии

В плане изучение дворянское сословие в Абхазии остается самым сложным. Факторов на это очень много. К последним десятилетиям XIX в. в Абхазии было просто колоссальное количество фамилий считавшихся дворянскими или претендовавших на дворянский статус. 

Само дворянство также строго различалось. Оно состояло из двух разных по своему происхождению и обязанностям сословий: аамста и ашнакума. 

Сословие аамста считалось более древним и в XIX в. четко разделялось на дворян больших (аамста-ду) и коротких (аамста-кяч). К первой категории относились представители многочисленных и старых дворянских фамилий: Маан, Званба, Лакрба, Акиртаа и так далее. 

Ко второй относили дворян ставших таковыми не по воле владетеля, а по воле отдельных княжеских родов. В насмешку их иногда называли «болотными дворянами». Например калдахуарские князья Инал-ипа в противовес «владетельским аамста» даровали этот титул фамилиями Барас, Куланба и Фирсоу. 

Даровавшая дворянство княжеская фамилия могла и забрать его обратно. Джгярдинские дворяне Адзынба решили воспитать в начале XIX в. сына влиятельного дальского князя Даруква Маршан, мальчика звали Батал-бей. Оскорбившиеся этим князья Тапш сняли с джгярдинских Адзынба дворянство, вернув их в сословие анхаю, в каком состояли остальные Адзынба. 

В целом дворянство до введения русского управления, немногим отличалось от сословия анхаю. Многие рода чистых анхаю считались куда более влиятельным чем многие мелкие дворянские семейства. В документах сословно-поземельной комиссии дается четкое описание: «анхаю смотрит на аамста как на людей, обязанных службой владетелю»; следовательно считая себя людьми более свободными. С введением русского управления абхазские аамста сравнялись с российским дворянством. 

Впрочем и тогда позиции анхаю оставались крепкими: «по численному превосходству своему, по понятии о достоинстве своего звания, анхаю были сильнее старых родов и аамста, всегда знали, что могли с ними справиться и потому нисколько не были закабалены высшими классами». Потому свою дворянскую власть аамста распространяли на малочисленные зависимые сословия: ахою, ахашвала и агыруа. 

Повинности, если их можно так назвать, меж анхаю и аамста состояли в добровольных подношениях - подарках, носивших характер взаимоуважения. Во время выдворения из Абхазии владетеля Хамуд-бея, многие аамста решили силой надавить на анхаю, сделав эти приношения обязательной податью, опираясь при этом на свою силу и благосостояние. 

В середине XIX в. анхаю потому можно было строго разделить на: «платящих и не платящих, или вернее сказать обязанных повинностями и не обязанных». Это зависело от силы фамилии анхаю: «Многие рода анхаю, сильные по численности, никому ничего не платят». 


Сословие ашнакума появилось сравнительно недавно. 

Тамара Дадиани, бывшая супругой владетеля Абхазии Сефер-бея, привезла в Лыхны немалое количество своих «шинакма» (домашней свиты). Выполняя при ней обязанности служителей и телохранителей, они составили новое сословие ашнакума. 


Сословие состояло из трех групп населения: 
* мегрельская свита Тамары Дадиани 
* анхаю из числа Кераза 
адыги искавшие службы при владетеле Абхазии 

В это сословие порой возводили определенные семейства из фамилии, оставляя остальных представителей этого рода в сословии анхаю (такое встречалось и среди аамста). В этом ключе приведем слова Пахомова: «Остальные члены фамилии Гублиа не имеют никакого права считать себя ашнакума и должны оставаться в том же звании анхаю. На звание ашнакума имеют право только потомки Соуфиджа Гублиа»; «Они считают себя ашнакума, но это неправильно. Из этой фамилии ашнакума был сделан только Джогориа Пилиа, дед владетельского моурава Мсоуста Пилиа, все остальные члены этой фамилии остались в звании анхаю». 

Основная обязанность ашнакума состояло в сопровождении своего князя в походах и дальних поездках: «Вместо подати они обязаны находиться при владетеле во время его поездок и служить ему на посылках. Состояние это составилось частью из крестьян владетеля абхазцев, получивших за оказанные ими услуги разные льготы, частью из выходцев черкес или других горцев». 

В правление Хамуд-бея количество таких фамилий доходило 70-80. Многие княжеские рода называли свою свиту ашнакума и в этом подражая владетелю. В одном лишь селении Лыхны в конце XIX в. фамилий ашнакума числилось семь: Шакрыл, Гублиа, Плиа, Гуаджаа, Баалоу, Габлиа, Копешавидзе (Тарджман-ипа). 


В 1869 г. сословия в Абхазии оценивали в таком количестве: 
аамста и тавад - 4000 человек 
ашнакума - 1800 человек 
анхаю - 47000 человек 
амацуразку - 1300 человек 
ахою - 8000 человек 
ахашвала - 1300 человек 
азаты - 2200 человек
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
x