Свобода / Культура / 26 июль 2018

Старинное оружие Кавказа - черкесский кольчужный доспех.


Дошедшие до нас экземпляры черкесских кольчуг XVII – начала XIX вв. изготавливались в виде рубашки с короткими, выше локтей, прямыми рукавами и круглыми разрезными воротами. Некоторые из них имели разрезные подолы. Средняя длина кольчуг колебалась от 66 до 75 см., ширина с рукавами от 93 до 111 см., ширина в подоле от 48 до 57 см., а их вес от 3, 390 до 4, 920 кг. На изготовление одной кольчуги уходило более 25 тысяч колец. По всей площади кольчуги кольца имели почти одинаковый размер, их диаметр равнялся 10 - 11 мм, плетение одинарное, то есть каждое кольцо захватывало четыре других, толщина проволоки от 1 до 2 мм. Кольчуги богатых воинов украшались закреплёнными на груди, или на груди и спине, медными посеребренными «мишенями» - круглыми пластинками. Количество и размеры «мишеней» могли быть различными, например: на груди две больших и две малых «мишени», а на спине две малых «мишени» и т. д.
Адыгские мастера использовали два основных способа крепления колец. Кольца лучших кольчуг крепились «в узел» и клепались «на шип» в горячем состоянии. При таком способе крепления в раскованных в виде лопаточек концах согнутого в колечко отрезка проволоки пробивали отверстия. В одном из них укрепляли конической формы шип, на остриё которого накладывали отверстие второго конца проволоки, после чего шип расплющивали. Концы проволоки заходили друг за друга образуя продолговатое утолщение – «крепление в узел», а клёпка в горячем состоянии приводила к сварке метала в месте соединения, вследствие чего кольца совершенно невозможно было разъединить или разорвать, что придавало кольчуге особую прочность.


Кроме того, головка заклёпки образовывалась лишь на одной стороне кольца, другая его сторона оставалась гладкой, вследствие чего кольчуга не рвала надеваемую под неё одежду. В оружиеведческой литературе такое крепление получило название панцирного, а сами кольчуги клепанные "на шип", в отличие от прочих, именуют панцирями. Кольчуги более низкого качества изготавливались из более крупных колец, крепление которых осуществлялось «на гвоздь» и заключалось в том, что расплющенные концы согнутого в колечко отрезка проволоки с пробитыми отверстиями соединяли гвоздиком, проходившим в оба отверстия. Концы гвоздика расклёпывали по обе стороны кольца методом холодной ковки. Такой способ крепления колец был более дешёвым и менее трудоёмким в производстве, чем крепление «на шип», что значительно снижало общую стоимость кольчуги. Однако дополнительные заклёпки, образовывавшиеся на внутренней стороне колец, утяжеляли кольчугу, их головки, зачастую, рвали надеваемую под неё одежду, а само соединение было не столь надёжно.
В течение длительного времени кольчуга служила надёжной защитой от холодного оружия и была непременной частью оборонительного вооружения адыгского дворянства. Кольчуги продолжали цениться и во второй половине XVII - первой половине ХIХ в, после распространения в Черкесии огнестрельного оружия. Ведь по оценкам современников многие из них были непробиваемы для пуль гладкоствольного оружия (!). Существовал даже особый способ проверки их прочности. Кольчугу клали на телёнка и стреляли в нее из пистолета. Как правило, пуля не пробивала качественную кольчугу, лишь теленок после выстрела слегка пошатывался.
Во времена Кавказской войны кольчуги нередко спасали горцев и от огня гладкоствольных кремневых ружей, состоявших на вооружении русской армии, о чём нередко упоминали участники боевых действий. Так, например, один из них вспоминал: "... Ведь панцырь для наездника — крепость та же! На коня ли вскочить, шапку ли на скаку поднять, панцырь не помешает, потому что он должен быть вещь легкая, а пуля его не берет… А в рубке-то? Как врежется такой дьявол в казачью сотню — и пошел крошить направо и налево; а ты ему ничего не можешь сделать, разве коня подобьешь, да и то уж с пешим-то возишься, возишься, насилу одолеешь! ...Просто обороны от них не было." (Из путевых записок, веденных на Кавказе в 1853–1856 годах. «Военный сборник», № 3, 1861).

Обычно, в паре с кольчугой, адыги носили короткий стеганый бешмет из бумажной или шёлковой материи на подкладке из ваты, который, сам по себе, служил прекрасной защитой от стрел, а надетый под кольчугу - повышал её защитные свойства и смягчал удары пуль и холодного оружия. Последнее было особенно важно, так как пуля, не пробив кольчугу, могла сломать рёбра или вызвать обширное внутреннее кровоизлияние. К тому же летом металлическая кольчуга раскалялась на солнце, а зимой промерзала от холода и толстый «защитный» бешмет хорошо предохранял тело от «критических» температур металла.
По свидетельствам современников цена кольчуг во второй половине XVII в., по сравнению с более ранним периодом (когда она доходила до 300 коров), была уже не столь высокой: кольчуга с « мишенями» стоила 15 рублей, но средние цены колебались от 6 до 10 рублей. Впрочем, эти цены не распространялись на древние кольчуги, которые имели свою, окружённую легендами, историю и считались бесценными...
Кольчуги, изготовленные черкесскими мастерами-доспешниками, пользовались спросом не только на внутреннем рынке, но и по всему Северному Кавказу. Кроме того, в XVI – XVII вв. их охотно приобретали в Крыму, России и даже в Персии, славившейся своими оружейниками. В самой же Черкесии, наряду с кольчугами местного производства, использовали кольчуги, привезенные из Персии, Константинополя, Дагестана и земель абхазов.

Кольчуги, как и другие части защитного доспеха - высокий, средний или низкий шлем, налокотники и наручи, адыги использовали в боях до середины XIX в. (причем использовали их не только всадники, но и черкесские корсары). Однако со второй половины XIX в., в связи с широким распространением в русских войсках усовершенствованного казнозарядного огнестрельного оружия, их защитные функции резко упали. В результате, к концу первой половины XIX в., употребление кольчуг в среде адыгской знати стало сокращаться и носило всё больше парадный характер. Во второй половине XIX в. кольчуга из элемента вооружения окончательно превратилась в атрибут различных состязаний, в том числе, устраиваемых в связи с ритуальными обрядами и народными праздниками.
Автор текста: © Джамбулат Аутлев
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031