Россия / Адыгея / 13 апрель 2019

КОСОВСКИЕ АДЫГИ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ГРУППА

Понятие «косовские адыги» появилось в отечественной науке на рубеже XX-XXI веков в связи переселением этнических адыгов из Югославии в Россию, на территорию исторической родины в республику Адыгея. В пределах Югославии их обычно называли «черкесами», в иных случаях - русскими, что в некоторой степени отражало их связь с исторической родиной, ставшей российской территорией. Эпитет «косовские» связывался с прежним местом проживания большинства переселенцев - Косово. В Европе всех выходцев из этих мест принято называть «косоварами». Российские адыги соплеменников из Косово называют «косовцы». В российских средствах массовой информации обычно понятия «югославские адыги» и «косовские адыги» употребляются синонимично. Сами репатрианты из Косово предпочитают, чтобы их называли «югославскими адыгами».

В 1998-1999 годах на территорию Республики Адыгея приехали 165 человек - 88 мужского и 77 женского пола, всего 49 семей [1]. По состоянию на 2008 год (данные Центра адаптации репатриантов) в ауле Мафэхабль (пригород Майкопа) проживает 86 человек, 34 живут в собственных квартирах в Майкопе (данные 2005 года) и 18 человек остаются на временном поселении в Центре адаптации репатриантов (данные 2007 года). Всего, таким образом, в Адыгее сейчас проживает около 140 косовцев (75 человек мужского и 62 женского пола), и за неполных 10 лет их число постепенно уменьшается, несмотря на то, что в течение этого периода родилось 15 малышей, а умерли 3 человека.

Оторвавшись от основного этнического массива в середине Х!Х века, косовские адыги представляют значительный интерес для анализа изменений, происшедших за этот период в их традиционной культуре, языке и самосознании в результате контактов с окружающими их народами и национальными группами - сербами, албанцами, турками и др. Изучение малых групп для культурологии и этномузыказнания не менее важно, чем изучение большого по численности этноса. Приступая к научной работе, мы определили для себя приоритетные вопросы, благодаря которым сформировались исследовательские установки и направления. Один из важнейших вопросов связан с определением этнокультурного портрета косовских адыгов: насколько они отличаются (или не отличаются) от соплеменников,    имеющих иную историческую    судьбу;
свидетельствует ли географическое определение (косовцы) о субкультурных различиях; если да, то какие детерминанты характеризуют их субкультуру; что есть универсальное и особенное при сопоставлении ценностей и идеалов косовцев и российских адыгов.    Другая группа вопросов имеет социокультурную направленность: насколько болезненно переживает группа косовцев оторванность от земли, на которой они родились и выросли? Как и чем, по их мнению, отличается социокультурная среда проживания в югославских и российских условиях? Что из культурных артефактов было потеряно или приобретено за последнее десятилетие?

Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
x