Жизнь / История / 16 январь 2019

Позорный поход: взятие крестоносцами Константинополя

Продолжение. Начало: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d46ec168a9140dff17140/edinstvennyi-sluchai-kogda-vseh-krestonoscev-predali-anafeme-5c29aeca0129cd00aaa59b69

После разгрома Задара армия крестоносцев, преданная анафеме папой Иннокентием III, расположилась на острове Корфу.

Позорный поход: взятие крестоносцами Константинополя

Опять стал вопрос: что дальше делать? И тут засветилась надежда, что все-таки они сумеют выполнить свою миссию и доберутся до Палестины. Пришла весть, что папа Иннокентий отменил анафему.

Его уговорил это сделать царевич Алексей, сын византийского императора Исаака Ангела (1), свергнутого с трона в 1195 году Алексеем Ангелом (2).

Царевич обещал папе, что если рыцари помогут его отцу вернуться на трон, то он подчинит греческую церковь Риму. Ради такого дела и свое постановление об анафеме отменить не грех!

С этим постановлением папы Алексей прибыл на Корфу. Вожди похода – Бонифаций Монферратский и Балдуин, граф Фландрии приняли Алексея, выслушали его и собрали сходку рыцарей.

Ему дали слово на этой сходке. Царевич начал слезно умолять рыцарей идти войной на Константинополь и свергнут его дядю, незаконно присвоившего трон и ослепившего его отца. Далее слово участнику похода:

По этому поводу у нас возникли большие разногласия и ужасный шум, так как все кричали, что они хотят отправиться в Акру, а тех, кто одобрил поход на Константинополь, было чуть больше двадцати.

С большим трудом руководителям похода удалось убедить рыцарство, что в Иерусалиме их никто не ждет, а у них проблемы с продовольствием и снаряжением, а тут обещают помочь с этим, если они пойдут на Константинополь. Рыцарство согласилось, что они пробудут под Константинополем не больше месяца.

При этом Алексей обещал, что он, когда вернет трон отцу или сам станет императором Византии, выдаст крестоносцам продовольствия на год и «обеспечит десяти тысячам рыцарей содержание на один год в Святой Земле. Еще он обещал содержать 500 рыцарей в Святой Земле в течение своей жизни, а также обнадежил всех, заявив, что обязуется после взятия Константинополя выдать 100 тысяч марок серебром армии крестоносцев и столько же денег дать венецианскому дожу.

Последнее пересилило колеблющихся и армия крестоносцев погрузилась на корабли.

Когда 8 дней спустя флот крестоносцев прибыл в Мраморное море и был в часе пути от Константинополя прибыли послы императора Алексея III Ангела. Однако на совещании, где присутствовали дож Венеции Энрико Дандолло, Бонифаций Монферратский, Балдуин Фландрский, граф Лудевих и другие вожди армии Христа, было принято решение не принимать послов императора Алексея III Ангела, чтобы те подарками не подкупили войско.

Когда послы императора отбыли ни с чем, на берегу выстроилась армия Византии. Крестоносцы «поспешили покаяться во всех своих грехах», сели на баржи и галеры, числом более 200 и отправились сражаться. Но византийцы не приняли боя. Едва крестоносцы высадились на берег, как вся армия императора Алексея III Ангела бежала с такой скоростью, что рыцари сумели захватить всего одного пленного и то лишь потому, что он был ранен стрелой.

Вход в залив Константинополя был закрыт толстой железной цепью, которая тянулась от башни Галата до городских стен. Эту башню защищали английские, пизанские, генуэзские и датские наемники. Они энергично обстреливали из луков воинов армии Христа.

На военном совете было принято решение: осадить Галату с суши, а с моря венецианский флот начнет штурм с помощью осадных приспособлений. Пока готовились, защитники башни допустили ошибку.

На 3-и сутки осады они крупным отрядом совершили вылазку и неожиданно напали на отдыхавших в лагере рыцарей и их оруженосцев. Но им не повезло.

Неожиданно для них подошел Петер Браилькульский со многими рыцарями и дружинниками и стремительным броском отрезал наемникам дорогу обратно к башне.

Часть из наемников утонула, часть была убита, но большая часть попала в плен. После этого башню стало некому защищать и рыцари заняли Галату и опустили цепь на дно моря.

В боевом порядке флот крестоносцев продвинулся к городу со стороны залива. Рыцари высадились и разбили лагерь между Влахерном – дворцом императора Византии и дворцом Боэмунда. Венецианцы начали возводить осадные башни и ставить стенобитные машины. Византийцы, оборонявшие Влахерн, ежедневно совершали вылазки, но каждый раз терпели поражения. Их попытка сжечь осадные приспособления крестоносцев была отражена с большими потерями для нападающих. При этом в плен попал советник императора Алексея III Ангела.

План штурма, который обсудили на совещании командования армии крестоносцев, состоял в следующем: Венецианцы должны были штурмовать с моря. А крестоносцы, которых вели граф Фландрии, граф Лудевих, маркграф Монферрата — с суши.

Граф Хуго, М. Монморанси, маршал Шампани и О. Сен-Шерон, должны были во время штурма охранять лагерь снаружи между валами и полем.

Венецианцы подвели корабли к стенам вплотную. С кораблей поставили штурмовые лестницы, по которым крестоносцы врывались на стены и башни. В короткое время воины Венеции и крестоносцы захватили 30 башен, прорвались в город и подожгли его. Атака с суши велась как с помощью штурмовых лестниц, так и с помощью подкопов. Так с помощью подкопов удалось обвалить одну из башен и часть стены города.

Пытаясь спасти положение, император выстроил свою конницу у городских ворот, чтобы разом открыв их вырваться на простор и ударить в тыл штурмующим. Крестоносцы предусмотрели подобный вариант и выстроили два клина своих против главных ворот Константинополя. Один клин возглавил Балдуин, граф Фландрии, второй – Хуго, граф Святого Павла. При виде клиньев крестоносцев византийцы не рискнули вступить в сражение и скрылись в городе.

Когда наступила ночь, император Алексей III Ангел сбежал из города. С собой он увез 10 кентинариев золота. И утром, в четверг, 17 июля, Константинополь сдался - на 8-й день осады.

Император Исаак Ангел, сидевший в тюрьме, и его супруга – дочь короля Венгрии, которая тоже находилась в тюрьму, были освобождены и вновь вернулись на трон. На следующий день император Исаак Ангел, его супруга и их сын Алексей утроили торжественное вступление армии Христа в город, а потом большой пир для руководства крестоносцев.

Причем патриарх Иоанн X Каматир (3) официально и открыто признал, что отныне восточная греческая церковь подчиняется Папе Римскому.

По этому случаю также был большой праздник.

Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930