Свобода / Путешествия / 16 январь 2019

Зачем в 1970 году два студента угнали самолет в Керчи

Зачем в 1970 году два студента угнали самолет в Керчи

Эту историю в СССР не афишировали, но в Крыму о ней хорошо знают. Это был всего второй(!) захват самолета в Советском Сююзе, причем первый случай произошел всего за 12 дней до керченского угона. Это уже позже захваты и угоны стали происходить все чаще, а до осени 1970 в СССР о них даже понятия не имели.

Причинами угонов самолетов в Союзе были отнюдь не тер.роризм, а банальные попытки сбежать за границу. Это сейчас любой может получить загранпаспорт, купить билет и улететь хоть в США, хоть в Австралию, хоть в Израиль. А 50 лет назад ... запреты на выезд, уровни секретности, выездные визы, закрытые города и неблагонадежные родственники... Из страны было не так просто выехать даже в обычную туристическую поездку, не говоря уже об эмиграции.

Но некоторым очень хотелось на Запад. Причем, пусть они даже его никогда не видели, но в представлениях и мечтах туда тянуло неимоверно. Причем, порой, настолько, что хотелось не просто съездить посмотреть, а сразу уехать жить. Это не было стремлением путешествовать или "обрести свободу". Это было просто желание красивой, другой жизни "там", продуктового изобилия и нарисованной чужими байками благоустроенности.

Одними из таких советских людей, которым в какой-то момент очень захотелось жить на Западе, были двое крымских студентов из Керчи. Владимиру Поздееву было 20, а Николаю Гилеву - 21. В те годы самолеты летали чуть ли не из каждого райцентра СССР, не исключеним была и родная для ребят Керчь. Причем билеты мог себе позволить купить любой студент. Что и сделали двое наших героев, купив билеты на рейс до Краснодара .

Как оказалось позже, ни в какой Краснодар ребята не собирались: парни решили угнать самолет и перелететь на нем в соседнюю Турцию. Незадолго до этого Владимир занимался в аэроклубе, читал много книг о полетах и решил, что полученных теоретических знаний будет достаточно для управления самолетом.

На линии Керчь-Краснодар тогда летал чешский 4-местный самолет Л-200. 27 октября 1970 года в Керченском аэропорту объявили посадку на рейс в Краснодар. Пассажиров оказалось трое, хотя парни сделали все, чтобы кроме них и пилота в самолете не было никого. Этот "третий лишний" стал совершенно неожиданной помехой в давно разработанном плане.

А ведь они специально подстраховались, купив три билета: два на своё имя, а третий — на не существующего человека, который якобы должен лететь с ребёнком. По их плану заняты должны были быть все четыре места.

Но в последний момент на этот рейс продали еще один билет пассажиру, которому "очень было нужно в Краснодар". Сейчас уже никто не знает, то ли это было то самое советское "договоритесь с проводником на месте по поводу места в купе", то ли билет продали, потому что на регистрацию пришли только двое пассажиров из трех с ребенком...

В общем, три пассажира разместились на борту: "третий лишний" рядом с пилотом, а двое друзей за ними, самолет взлетел и набрал высоту. Уже над Черным морем он вдруг дернулся и резко сменил курс с Краснодара на Турцию. О том, что происходило в тот момент в самолёте, позже стало известно со слов пилота Алексея Минченко и третьего пассажира, Юрия Дербенёва.

Почти сразу после взлета ребята набросили на голову пилота мешок и связали его. Затем приказали освободить штурвал. Владимир попробовал взять на себя управление самолетом, но ... почти сразу понял, что прочитанных книг ему для этого недостаточно: он еле удержал самолет от сваливания.

С головы летчика сняли мешок и приказали ему лететь новым курсом в Синоп. Самое интересное, что до Турции самолет еле-еле дотянул, приземлившись на последних каплях керосина на американской военной базе

Приземлившись в Турции, парни были очень удивлены, что там им никто не рад, несмотря на то, что они ощущали себя героями, сбежавшими из-за железного занавеса. Сначала их несколько часов не выпускали их самолета, а затем парней отправили в лагерь для перемещенных лиц. Все представления студентов о ждущим их западном рае разбились, как стекло.

Полгода беглецы пребывали в Турции, находясь в частичной изоляции в ожидании виз в США. Документы были уже почти были собраны, когда с ними встретился корреспондент ТАСС, который передал письма от родных — с упрёками, просьбами вернуться и уверениями, что Родина всё простит.

И они отказались от почти полученных американских виз, решив вернуться домой. Но ... снисхождения от советских властей они ждали зря и, как только парни ступили на советскую землю, на них надели наручники. Николай и Владимир получили 10 и 12 лет лишения свободы.

Судили друзей в Керчи, процесс был открытый. Свои сроки в исправительно-трудовом лагере они отбыли «от звонка до звонка», без права на амнистию.

Позже, особенно в 80-е годы угонов самолетов с целью сбежать на Запад, в СССР было немало, как успешных, так и нет. Но «крымский угон» среди всех занимает особое место. Только не потому, что стал вторым в СССР, а потому что, по мнению многих, оказался самым бессмысленным.

----

Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
x