В Мире / Грузия / 23 январь 2019

Все что вы хотели знать о Сванети, но боялись спросить

Все что вы хотели знать о Сванети, но боялись спросить

Сванети - историческая горная область Севера-Запада Грузии. Высокогорная долина в верхнем течении реки Ингури.
Сванетия - одна из самых высокогорных областей Грузии, на границе с Кабардино-Балкарией. Горы достигают более 5.000 метров и покрыты ледниками.
Сванети - «Страна тишины и спокойствия», как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселивший сюда своих непокорных подданных.
Сванети — символ гордого свободолюбия, мир ледников, узких долин, бешеных потоков.
Только в 1937 году, когда в Сванети была проложена автомобильная дорога, сваны впервые увидели колесо, до этого весь груз перевозился здесь вьюком или на санях при помощи быков.
Сванети известна своими архитектурными сокровищами и живописными пейзажами. Выделяются жилые башни, сооружённые главным образом в IX—XII столетиях. Также сохранились древние каменные православные церкви.
Сванети — не только в целом отделенная от всего мира страна, но и внутри ее долины с селениями отделены друг от друга горными хребтами и сообщаются лишь через перевалы, не проходимые из-за снега девять месяцев в году. До появления авиации, в зимнее время невозможно было проникнуть в соседнее ущелье без риска погибнуть в снежной лавине..
Сегодня точно не известно, сколько сванов живёт в Грузии, по одним данным 14.000 человек, по другим 30.000 человек. У сванов есть свой язык у которого ещё имеется 4 диалекта и несколько групп наречий. Все сваны свободно владеют так же грузинским языком. Сванский язык на грузинский так не похож, что грузины из других регионов его вообще не понимают.
Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни. Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками — сванским, грузинским и русским..
Все сванетские фамилии оканчиваются на =ани=. Например: Хергиани, Кипиани, Чаркивани, Головани, Иоселиани.
История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер.
Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки — национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.
Самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм — национальный вид спорта Сванети.
Все сваны православные. Но есть у них и свои народные праздники, как например праздник Лампроба. Этот праздник отмечают в феврале за 10 недель до Пасхи и воспевают доблесть сванского мужчины, юноши, мальчика перед врагами. В день Лампроба в домах Сванетии зажигается столько факелов сколько мужчин в семье. А если в доме есть беременная женщина, то зажигается факел в честь ребёнка, которого она носит, ведь это может быть и мальчик! Факел готовится из цельного ствола дерева, верхушка которого расщепляется на несколько частей.
По своей природе сваны очень мужественны. Постоянные риск-факторы – обвалы, частые оползни, очень суровые холодные зимы и многие другие трудности, требуют от горцев большой выносливости, зоркости, проницательности, внимания и отваги.
Война шла не только между отдельными селениями, но и между домами. Достаточно было сказать обидное слово или пнуть ногой собаку, чтобы получить пулю в лоб. И тогда мужчины поднимались в башни. Они забирали туда женщин и детей, прокопченные мясные туши, боеприпасы, наполняли водой деревянные баклажки в башнях. Башни имеют выход в дом, который тоже представлял из себя крепость. Вместо окон в сванских домах узкие бойницы, а сами дома построены из камня — не подожжешь.
Сванский жилой дом называемый Мачуби, представлял собой высокое двухэтажное здание. Первый этаж использовался для жилья и под хлев для скота, на втором этаже находился сеновал.
Основная часть жилого дома свана – башня. Она представляет собой стоящее отдельно четырехстороннее (5х5м) квадратное, высокое сооружение. Башня – многогранная каменная вышка, напоминающая пирамиду, высота которой может достигать 25 метров. В башне четыре или пять этажей. В верхней части находится оконное пространство, внутренние размеры которого больше наружного проема, что способствует большему обзору местности и увеличивает её оборонительную способность. Башню строили на склоне, и обязательно ее ребро было направлено на этот склон. Ориентация башни, предназначенная для наблюдения за местностью, массивное полушарие в её основании, являются гарантией её устойчивости во время природных катаклизмов (обвалы, наводнения, снежные лавины).
В Сванети с древности была внедрена своеобразная демократическая форма правления: главу общины (теми) – Махвиши – выбирали на общем собрании. Участвовать в собрании имели право здравомыслящие лица обоих полов, достигшие 20 лет. Избранный Махвши выделялся своей мудростью, степенностью, справедливостью и душевной чистотой. Он был проповедником христианской религии и морали. В мирное время он являлся и судьей, а в военное – возглавлял рать (лашкари), т. е. был главнокомандующим.
Во время набата (общий сбор) проводилось объединенное собрание общины – Съезд Хеви, где все вопросы решались большинством голосов. Рассматривались важнейшие проблемы Хеви, как внутренние, так и возникшие за его пределами. Обсуждались обострения отношений с соседями, готовность к предстоящим войнам, стратегия обороны, нужды крупных церквей, вопросы строительства (фортификационные сооружения, мосты, дороги) и участие во всем этом членов общины. Съезд занимался также и юридическими вопросами – утверждал нормы и формы наказаний. В юридической иерархии Съезд считался высшей инстанцией. Он ни перед кем не отчитывался. Его решения были окончательны и не подлежали обсуждению.
В Сванети плодородные земли были собственностью конкретных лиц, правами пользования лугами, полями и лесами обладали все члены общины. Кроме того, существовали иконный лес и земля, которые использовались для церковных нужд и религиозных праздников.
Каждое гражданское или уголовное дело рассматривалось местным судом, в состав которого входили судьи – медиаторы. В Сванети их называли “Морвали”. Обе стороны, ведущие тяжбу, выбирали судей из семейного клана, но могло быть задействовано и постороннее лицо. “Морвали” всех внимательно выслушивали. Процесс обсуждения, переговоры были долгими и могли затянуться на целые годы. Это длилось до тех пор, пока дело не доводилось до полной ясности и точности. Перед святой иконой давалась клятва быть честными и справедливыми.
После клятвы уже никто не сомневался в объективности приговора, и “Морвали” принимали решение, которое в большинстве случаев было окончательным и не требовало пересмотра. Во время объявления приговора судья брал камень и глубоко погружал его в землю, что означало конец дела. Часто рассматриваемые дела заканчивались примирением. Суд был справедлив и пользовался всеобщим уважением. Если вина преступника была доказана, его изгоняли из своего общества, а дом могли предать огню. Иногда выносились смертные приговоры.
В последнюю неделю Большого поста начиналась Хориемма. Глава семьи молился, брал два железных бруска и ударами их друг о друга изгонял из дома темные силы (каджи), затем выходил во двор и для устрашения злых духов стрелял из ружья. Всем членам семьи на правые руки, скоту на рога, а также на соху хозяйка дома наматывала черные нити. Этот ритуал оберегал людей от сглаза, сохранял скот и орудия труда.
Во время засухи женщины бросали кости в ближайшее озеро и, проводя дни и ночи в молитвах, просили у бога обильного дождя. В некоторых общинах мужчины выносили иконы Иисуса Христа и Девы Марии (Богоматери), обмывали их в реке и в песнопениях просили спасти землю от засухи.
Сванская женщина всегда делила с мужчиной все трудности и радости, постоянно была рядом – и во время пахоты, сева, и особенно во время сбора урожая. Поэтому в приданное невесте всегда давали серп, как символ сбора зерна.
Суровые природа и быт воспитали сванов трудолюбивыми, мужественными и выносливыми людьми. Поэтому в Грузии сван-рабочий и его труд оплачивались вдвойне.
Вина в национальной кухне в Сванетии нет, а всё потому, что виноград в той части Грузии не выживает, а потому вино завозное с других регионов. Сваны традиционно пьют водку, фруктовую или медовую. Главный атрибут застолья – минеральная вода, добытая из многочисленных источников, которыми так богата земля Сванети.
Сваны долгое время сохраняли родовой строй. Совсем недавно здесь еще были живы родовые отношения в своей неприкосновенности. В один род входило около тридцати домов, только они назывались не домами, а «дымами» — дым, очаг, кладовая, хозяйство. В роду насчитывалось обычно двести-триста родичей. Поселение бывшего рода так и называлось «селение».
На Кавказе сваны ни когда не были богатым народом, но всегда считались самыми гордыми и самыми гостеприимными людьми.
Сваны уважают старших. Если в комнату входит человек, по возрасту старше присутствующих, все встают.
Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов. Самое сильное ругательство у сванов — слово «дурак.
Зато воровать людей из соседних селений или обществ было делом довольно обычным для сванов. Существовала даже определенная такса для выкупа украденных людей, она обычно исчислялась не быками, не землей, а оружием. Например, молодая и красивая девушка была «эквивалентна» позолоченному ружью.
Сванские церкви очень маленькие зато их бывает в селе до 60 штук. Люди заходят ставить свечи. Одну из самых больших ценностей сванских церквей составляют, безусловно, серебряные иконы, чеканные, давленые и кованые, многие из которых относятся к X-XII векам. Верхняя Сванетия занимает одно из первых в Грузии мест по количеству и разнообразию сохранившихся здесь стенных росписей X-XII веков. Кресты в храмах делались большими, в рост человека и выше, устанавливались в середине сванских церквей. Не в алтаре, а перед алтарной преградой. Этот сванский обычай уходил в глубь веков, к IV столетию, и был запрещен специальным постановлением только в XVI веке. Делались кресты из дубовых балок и сплошь обивались чеканными серебряными пластинками. По лицевой стороне чеканка золотилась.
Христианство в Сванети пришло поздно, только в 9 веке, а до 19 века здесь и священники бывали редко
В Сванети нет городов. Посёлок городского типа Местиа является административной столицей. Тут живут 2600 человек. При этом в Местиа есть аэропорт.
Сванети - регион дорогой, так в Местии продукты и товары на 50% по цене выше чем в Тбилиси.
В Сванети говорят: "Кто приезжает в Грузию не побывав в Сванетии, тот не видел настоящую Грузию!".
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
x