Владимир и Рогнеда: отношения, в которых не было ничего похожего на любовь
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. История отношений киевского князя Владимира, "крестителя Руси", причисленного к лику святых, и полоцкой княжны Рогнеды известна нам благодаря, в первую очередь, "Лавреньевской летописи" и "Повести временных лет". Из прочтения этих источников встает драматическая история ненависти, отчаяния, жестокости и гнусности, которыми полны эти отношения. Чего в них точно не было, так это любви, нежности, взаимного уважения, благородства и великодушия, что бы ни говорили те, кто хочет обелить образ князя Владимира вопреки исторической правде.
В картине Антона Лосенко можно видеть одну из попыток облагородить этого персонажа. Она была написана в 1770 году по заданию Академии художеств и стала первым полотном русского художника, отразившим тему отечественной истории. До этого момента художники-классицисты изображали исключительно сцены из античной или библейской истории. От удачи в написании картины зависела карьера Лосенко, ведь он претендовал на должность помощника профессора в Академии и звание академика (то есть ее выпускника).
В духе просветительской идеологии XVIII века он придумал сцену раскаяния Владимира, который просит прощения у Рогнеды за причиненное ей публичное насилие. Картина была призвана показать, как во Владимире проснулась добродетель. Разумеется, в реальности ничего подобного не было. Но в данном случае мы видим условную ситуацию, очень театральную. Кстати, для образа раскаивающегося князя позировал популярный тогда актер-трагик Иван Дмитриевский.
На самом деле, как повествуют летописи, то, что происходило между Владимиром и Рогнедой, было историей, крайне далекой от нормальных человеческих отношений. В ней было очень много жестокости. Рогнеда была дочерью полоцкого князя Рогволода. Ее сосватали за киевского князя Ярополка Святославича. Разумеется, чувства тут были ни причем, речь шла исключительно о политических выгодах. Однако выгоду от союза с Полоцком видел и новгородский (тогда) князь Владимир, который соперничал с братом во всем. Он тоже сосватался к Рогнеде, но получил весьма оскорбительный отказ.
Собрав войско, Владимир пошел на Полоцк и захватил его как раз в тот момент, когда Рогнеда собиралась в Киев.
Будучи мстительным и жестоким человеком, лишенным малейшего благородства, Владимир решил максимально унизить поверженного противника. На глазах родителей и других пленников он надругался над Рогнедой. На это его науськал дядя - воевода Добрыня, а Владимир радостно согласился. После этого Рогволод с семьей были убиты, а несчастную девушку Владимир насильно взял в жены. Так он официально овладел Полоцким княжеством. Далее он продолжил поход и взял еще и Киев, став тем самым киевским князем. Да уж, умел Владимир земли собирать...
Рогнеда стала второй женой Владимира и была поселена недалеко от Киева. Тот факт, что Рогнеда рожала детей (принято говорить о 4 сыновьях и 2 дочерях, но это неточные сведения), свидетельствует о том, что Владимир, несмотря на своих многочисленных наложниц, не забывал о ней. С каждым разом ненависть Рогнеды к мужу-насильнику становилась все невыносимее. В конце концов, женщина дошла до такой степени отчаяния, что решила убить его.
Однажды, когда Владимир спал, Рогнеда попыталась его заколоть, но князь проснулся и выбил нож. Разумеется, за покушение на князя Рогнеда должна была умереть, притом Владимир был готов лично убить жену. Он велел ей одеться и приготовиться к смерти. Но тут, как говорит летопись, на шум прибежал старший сын Рогнеды Изяслав с мечом в руке и попытался защитить мать. Это рассмешило Владимира, и он пощадил жену. Потом по совету бояр он выслал Рогнеду и Изяслава в Полоцкую землю, где Изяслав потом начал править.
Владимир же после Рогнеды женился еще четыре раза, принял христианство, насаждал огнем и мечом новую, выгодную ему, религию. Рогнеда, думаю, вздохнула с облегчением, избавившись от постылого супруга. Никаких значимых событий в ее жизни потом не было. Сведения о том, что она стала христианкой и постриглась в монахини, не имеют под собой достоверных источников. Так что, думаю, это чистой воды фейк, придуманный впоследствии. Вряд ли она приняла бы новую религию, тем более протаскиваемую насильно ненавистным ей Владимиром.
Почитайте еще на моем канале:
Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве
Средневековый врач: как он противостоял болезням
В блоге мужа:
Инстаграм Путина против инстаграма Трампа: чей круче?
Источник