Правда ли, что царская династия Багратионов имела еврейское происхождение?
Традиционно считается, что царский и княжеский род Багратидов (Багратуни), правивший в Армении с 885 по 1045 и царский и княжеский род грузинских Багратионов, являющий ветвью армянских Багратуни и занимавший престол различных грузинских царств вплоть до вхождения Грузии в состав Российской империи, имели еврейское происхождение и вели свою родословную от ветхозаветного израильского царя Давида, почитающегося в христианстве Пророком и идеальным земным государём. Так ли это?
Давайте разберёмся.
По данным знаменитого исследователя родословий закавказских аристократических родов Кирилла Ильича Туманова Багратиды / Багратуни были династическими князьями с феодальной вотчиной в области Спер (современный Испир в Турции, недалеко от Эрзрума). Подобно Арцруни [1], другому прославленному аристократическому роду Великой Армении, они состояли в родстве с первой достоверно исторически известной армянской династией Оронтидов (в армянской традиции Ервандиды). Оронтиды согласно древнегреческому историку Страбону, происходили от персидского вельможи Гидарна Старшего, одного из участников дворцового переворота в державе Ахеменидов, в ходе которого был убит самозванец Лже – Смердис и возведён на престол Дарий I.
То есть Багратиды имели иранское происхождение. Их родовое имя также является иранским Baga-rat < Baga-dat (Дарованный Богом / богами. По-русски говоря, Богдан).
Еврейское происхождение Багратидам приписал «армянский Геродот» историк Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» ("Патмутюн Хайоц"), живший согласно традиционной версии в V веке [2]. Как утверждает сам автор «Истории» спонсором написания его фундаментального труда по истории Армении и армянского народа выступал владетельный князь Саак (Исаак) Багратуни. Видимо, желая сделать приятное своему покровителю, Мовсес Хоренаци объявляет предком Багратуни некоего еврейского князя Шамбата (Смбата) – в армянской церковной литературе было модно искать точки соприкосновения армян и ветхозаветных евреев и связывать историю Армении с библейской хронологией. Этот Шамбат, по словам Хоренаци, вместе с остальными евреями был угнан вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонии, но по пути его якобы выкупил из плена армянский царь Грачья [3], поселил в Армении и сделал его род приближённым к царскому двору:
Мовсес Хоренаци «История Армении», Книга 1, глава 22.
Откуда он это взял, Мовсес не указывает. Скорее всего Хоренаци отождествил (из-за схожести имён) Багратуни с упоминаемыми в библейских книгах Ездры и Неемии еврейским семейством Покерет (Похереф).
Книга Неемии, глава 7, стих 59 – 60. Книга Ездры, глава 2, стихи 57 - 58
Однако же, о происхождении Багратуни непосредственно от царя Давида Мовсес не пишет. Заметим, что в Библии семейство Покерет названо потомками рабов царя Соломона.
Родство с царём Давидом – это уже плоды дальнейшего творческого развития легенды Хоренаци грузинскими церковными книжниками. Уже грузинский преподобный Григол Ханцтели (Григорий Хандзтийский) обращается к благочестивому покровителю церковников правителю Грузии Ашоту I Куропалату со следующими словами:
В XI в. создается специальное сочинение грузинского историка Сумбата Давитисдзе с полной легендарной генеалогией рода Багратиони:
И эти семь братьев, сыновья того Соломона [отправились из страны Палестины, евреи вышедшие из плена], прибыли в Акилисену к царице Ракаэл и были крещены ею. Остались они в стране Армении, и по сей день господствуют их потомки в Армении.
А четверо их братьев прибыли в Картли, и одного из них, Гуарама, избрали эриставом [он эристави Картли и отец Багратионов], а эти грузинские Багратониани являются потомками и родичами того Гуарама.
В истории восхваления венценосцев анонимном сочинении рубежа XII—XIII веков, известном под условным названием «История и восхваление венценосцев», где излагается деятельность грузинских царей Георгия III (1154—1184), Тамары (1184—1213) и ее супруга Давида Сослана правители Грузии именуются так:
Давидид, Хосровид, Панкратид — титулы грузинских царей. Первый из них, Давидид, связывает их с именем еврейского царя и пророка Давида, от которого грузинские цари производили свой род. Второй титул, Хосровид, связывается с полулегендарной династией Хосровидов, потомков Персидского шаха Хосрова из которой происходил первый христианский царь Грузии (Иверии) Мириан. Третий титул, Панкратид, связан с именем Панкратия (вспоминаем сыновей Похереф— Гаццевайима из Библии), по грузински Баграта, одного из мифических потомков еврейского царя Давида, который по грузинской версии легенды будто бы прибыл в Грузию и Армению и положил начало династии Панкратидов или Багратионов.
Примечания.
1. Армянский историк Мовсес Хоренаци приводит в «Истории Армении» версию о происхождении Арцруни от сыновей ассирийского царя Сеннахериба, убивших отца и бежавших в Урарту. Профессор Джеймс Рассел выдвинул идею, что Арцруни получили свое прозвание от старо-армянского арц (урартского арцибини) – Орел.
2. Многие исследователи относят время жизни автора «Истории Армении» к более поздним временам - к периоду между VII—IX веками включительно, указывая на анахронизмы в тексте «Истории» и отмечая, что такая фигура как Мовсес Хоренаци совершенно не упоминается в трудах современников.
3. Один из легендарных царей Армении, чьё имя совершенно неизвестно источникам за пределами армянской традиции. Иногда, в армянской же историографии его отождествляют с Русе II, царём Урарту.
4. Согласно «Библейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона» Гацеваим может быть названием местности (⇒ Севоим), но, возможно, это евр. выражение следует понимать как имя собств. со значением «ловчая яма», или «ловец газелей».
Ещё статьи по теме: