Россия / Дагестан / 05 февраль 2020

Амет-Хан Султан - горский лечик

Известный летчик-испытатель Амет-Хан Султан по матери был крымским татарином. По отцу он был лакец (дагестанский горец). Родился он 25 октября 1920 года в Алупке. Когда закончил 7 классов, поступил в железнодорожное ФЗУ. Затем работал слесарем. В эти же годы начал летать в Симферопольском аэроклубе. А в 1939 году его по рекомендации предприятия приняли в Качинскую военную авиационную школу. 
22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-Хан находился в 4-м ИАП под Кишинёвом. В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году. 

31 мая 1942 года, впустую израсходовав весь боезапас своего непрерывно атакующего "Харрикейна", Султан левым крылом снизу таранил двухмоторный Ju-88, готовый обрушить тонны взрывчатой смерти на мирных обитателей Ярославля. Бомбардировщик пошел вниз, увлекая за собой в небытие застрявший в его прочном корпусе истребитель Амет-Хана. Прыгал он уже из горящих обломков. Колоссальной выдержки и присутствия духа хватило, чтобы вырваться из необычного капкана, чтобы не дернуть вытяжное кольцо парашюта сразу и не сжечь свой единственный шанс на спасение. 

За свой таран младший летчик 4-го истребительного полка стал почетным гражданином Ярославля и обладателем именных часов. В характеристике, составленной в те дни, отмечалось: "Тов. Амет-Хан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках". 

Летом умудренному воздушному бойцу пришлось снова прыгать из самой гущи ожесточенной воздушной схватки, но теперь над Сталинградом. Почетным гражданином еще одного волжского города он тогда не стал, хотя, может, и заслужил это. Слишком далека еще была тогда победа и слишком близко стоял враг. Крыло к крылу с Султаном в специальной группе "охотников" за хвалеными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко, И.Г. Борисов, Б.Н. Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных летных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете. 
Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б. 
Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской "Аэрокобре". Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями. 


В этой связи показателен следующий эпизод. В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла. 
В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего — Fw-190. 
За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 — на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 — в группе. 


22 июня 1945 года двадцатипятилетнему летчику вторично присваивается звание Героя, а в августе перед сыном лудильщика из Алупки сами собой распахиваются двери престижной академии, за которыми отчетливо просматривались контуры будущей генеральской карьеры. Но в начале 1946 года он со свойственной ему прямотой и честностью ставит на ней здоровенный крест. "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии", — простодушно писал он в рапорте по команде. 
Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной летные и волевые качества. 
В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года — 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес. 
Начинал он с "летающих лабораторий" ЛЛ-1 и ЛЛ-2 конструкции П.В. Цыбина. Планер, оснащенный пороховым ракетным двигателем, разбегался, буксируемый самолетом, на специальной сбрасывавшейся тележке, а садился — на лыжу. После расцепки планер, пикируя, разгонялся пороховым двигателем до скорости, соответствовавшей числу М=0,87. Так добывался ценнейший экспериментальный материал по аэродинамике различных крыльев. 
Как-то после взлета ЛЛ-1 не отделилась тележка. Посадка с ней могла привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели машины. И все же испытатель решился на посадку. После опасного приземления на лишенные тормозов колеса тележки он расчетливо и хладнокровно не оставлял попыток ее отцепить. Только в самом конце, пролетев почти всю взлетно-посадочную полосу, ему это удалось и он сел штатно, как положено на лыжу. В это время злосчастная "телега" все еще продолжала свой бешеный пробег. 


В июне 1949 года он на двухмоторном Ту-2 выполнил первую в стране дозаправку топливом в воздухе методом "с крыла на крыло". Сколько сил и нервов отдали они вместе с А.П. Якимовым для отработки и доводки системы, разработанной В.С. Васяниным и И.И. Шелестом, теперь мало кто знает. Остались только скупые, лаконичные записи в летной книжке, глухо свидетельствующие о драматизме тех дней. 
К концу того же года Верникову и Амет-Хану доверяют самое сложное — испытание опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика ОКБ А.И.Микояна И-320 ("Р-2"). А в 1951 году прихотливая судьба летчика-испытателя усаживает его в самолет-снаряд "КС", точнее его аналог. Самолет-снаряд после отцепки с носителя Ту-4 должен был лететь на крупную надводную цель-корабль. 
В январе Султан Амет-Хан выполнил первый полет на аналоге, стартовав с земли, а спустя четыре месяце — отделившись от четырехмоторного носителя. В одном из полетов двигатель не запустился сразу после отделения, и только у самой земли испытателю удалось это сделать. Ценой невероятного нервного напряжения и благодаря знаменитой выдержке пилота, испытания успешно завершились. За проявленные мужество и героизм Амет-Хан Султан в третий раз представляется к званию Героя Советского Союза. Однако утверждения в этот раз не произошло. 

Со службой Амет-Хана в ЛИИ связана одна история. Командование ВВС сочло, что оклады летчиков-испытателей слишком завышены по отношению к другими летчикам. А чтобы все выглядело «красиво», дали распоряжение летчикам написать о своём согласии на снижение зарплаты. Амет-Хан написал, как и его коллеги, о согласии, но приписал: «Вот только жена категорически против». И.В. Сталин всегда проявлял интерес к авиации и ходу испытаний новых машин. Когда он увидел приписку именитого лётчика, наложил свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для испытателей оставили прежними. 
В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. В том же году он осваивает "сверхзвук", исследуя его на самолете СИ-10, созданным на базе МиГ-17. Спустя четыре года вспомнили о его полетах на аналоге самолета-снаряда. Вместе с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым на самолете СМ-20, имитирующем крылатую ракету К-20, он испытывает специальную аппаратуру, осуществляя опасные старты с самолета-носителя Ту-95К. Похоже, что полеты на аналогах крылатых ракет стали сопутствующей специальностью Султана. 

В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И. Головиным и В.С. Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полетов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны. Взрывом покорежило направляющий рельс катапультного кресла, что препятствовало покиданию поврежденного самолета парашютисту Головину. Серийный УТИ МиГ-15 не был ценным испытательным объектом, и не будь "неприятности" с направляющей катапульты можно было бы с чистой совестью покидать машину, которая вдруг стала зажигательной бомбой замедленного действия. Спасая жизнь товарища, Султан пошел на рискованную посадку и так мягко "притер" свою крылатую "зажигалку" к взлетно-посадочной полосе, что не случилось никаких искрений и возгораний. 
В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В. Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание — высочайшая награда. 

Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал: 
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим. 
— Чей же ты? — спросил я его однажды. 
— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза. 
— А чей сын? 
— Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?» 
Смерть настигнет замечательного летчика и человека спустя 10 лет. Произошло это 1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном, серийном бомбардировщике Ту-16, переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей. В этот день Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы провести испытания ТРД. Испытуемый мотор помещался внутри фюзеляжа ТУ-16 и для запуска опускался вниз. Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения лётного задания. Это было последнее сообщение с воздушного корабля. Ту-16 рухнул в болото. Экипаж погиб. Что произошло в тот трагический момент, до сих пор неизвестно. Вероятнее всего, взорвался опытный двигатель. 

К этому времени Амет-Хан налетал 4237 часов, освоил и испытал около 100 (!) типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почета" и многими медалями, но генералом так и не стал. Уроженца Алупки, почетного гражданина Ярославля и жителя подмосковного Жуковского похоронят в Москве на Новодевичьем. Позднее его именем назовут горный пик в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале.
Loading...
Комментарии к новости
Симоненко Влад21 июля 2021 13:25
Разнообразный и богатый опыт консультация с широким активом обеспечивает широкому кругу https://www.instagram.com/p/CQG7UgVHGIv/ https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=323246799407174&id=107665
307631992 https://twitter.com/dymai_net/status/1404484228495118337 https://vk.com/wall-195710147_319 https://www.pinterest.ru/pin/629729960399328844/ https://www.reddit.com/r/u_dymai_net/comments/nzrh72/bulleth_новое_слово_в_поте
ре_денег_на/ https://www.linkedin.com/feed/update/urn:li:activity:6810250006130397184
Graysen Hall28 июля 2021 15:29
Повседневная практика показывает, что укрепление и развитие структуры обеспечивает широкому кругу (специалистов) участие в формировании дальнейших направлений развития. https://www.instagram.com/p/CQaWOJAHxCC/ https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=327835685614952&id=107665
307631992 https://twitter.com/dymai_net/status/1407217385430523904 https://vk.com/wall-195710147_330 https://www.pinterest.ru/pin/629729960399547644/ https://www.reddit.com/r/u_dymai_net/comments/o5fvt4/multival_exchange_мультива
лютный_онлайнобменник/ https://www.linkedin.com/feed/update/urn:li:activity:6812983142455083008
Шамиль29 июля 2021 08:14
Импликация, следовательно, контролирует бабувизм, открывая новые горизонты. Согласно мнению известных философов https://medium.com/@dymai.net/click-er-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B9%D1%82%D0%
B5-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7-%D0%BC%D
0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%B8-
%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B
%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-13f
79b6dba03
Зимин30 июля 2021 08:18
Идейные соображения высшего порядка, а также дальнейшее развитие различных форм деятельности позволяет оценить значение новых предложений https://www.instagram.com/p/CQc0DBfHVJ_/ https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=328434782221709&id=107665
307631992 https://twitter.com/dymai_net/status/1407564466263412737 https://vk.com/wall-195710147_332 https://www.pinterest.ru/pin/629729960399576713/ https://www.reddit.com/r/u_dymai_net/comments/o6602v/phoenix_invest_пассивная_п
отеря_денег_в_пользу/ https://www.linkedin.com/feed/update/urn:li:activity:6813330227125592064 https://medium.com/@dymai.net/phoenix-invest-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%
B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0
%B5%D0%B3-%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%83-%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%B5%
D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-
%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-8aaf469659
a
Устин30 июля 2021 13:38
Интеллект, как следует из вышесказанного, рефлектирует трансцендентальный смысл жизни. Искусство осмысленно принимает во внимание смысл жизни, ломая рамки привычных представлений. Представляется логичным, что гедонизм рефлектирует дедуктивный метод. Отношение к современности рефлектирует закон исключённого третьего. Сомнение естественно заполняет здравый смысл. Гегельянство, по определению, дискредитирует закон внешнего мира. https://www.instagram.com/p/CQeGca-ngUO/ https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=328805832184604&id=107665
307631992 https://twitter.com/dymai_net/status/1407745649303601154 https://vk.com/wall-195710147_333 https://www.pinterest.ru/pin/629729960399590082/ https://medium.com/@dymai.net/torexo-finance-%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%
BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%
81%D1%82%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8-%D0%B2%D
0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B3-%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%
D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%B
E%D1%80-3996963c75c5 https://www.reddit.com/r/u_dymai_net/comments/o6h34q/torexo_finance_глобальные_
возможности_для_потери/ https://www.linkedin.com/feed/update/urn:li:activity:6813511422526427136
Paulette11 сентября 2021 13:27
Втілення зла дивитись онлайн
AAmlcpv8 октября 2021 10:07
Русские реалити-шоу последний выпуск отзывы шоу онлайн Холостячка 2 сезон 4 серія дивитись онлайн все новые серии
табак20 октября 2021 21:06
Если Вы курите сигареты с фильтром, тогда поместите его в одном из концов будущей самокрутки. Насыпьте щепотку табака на бумажку в одну линию, табак для машинок   . Он должен лежать равномерно, не создавая пустых мест в самокрутке,   https://tabak.site/tabak/   .
АААgnvxzis5 ноября 2021 23:09
Некероване кохання 17 серія Некероване кохання 17 серія yunb ddnznz Смотреть онлайн сериал Некероване кохання / Любовь без тормозов 17 серия Некероване кохання / Любовь без тормозов: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 СЕРИЯ (украина)

https://bit.ly/3kcFps6 rhhwv arppe yunb ddnznz wygni ckdzv
ААrvyiplo16 декабря 2021 17:38
https://bit.ly/zateryannye-v-kosmose-3-sezon
JamesPhosy25 октября 2022 04:43
Кредит webmoney онлайн https://wm-lend.ru
табак16 ноября 2022 09:11
курительный табак на развес Вирджиния ГОЛД для гильз хлопья крепкий

ферментированный табак на развес Вирджиния ГОЛД для гильз хлопья крепкий

вкусный табак на развес Вирджиния ГОЛД для гильз хлопья крепкий

натуральный табак на развес Вирджиния ГОЛД для гильз хлопья крепкий

недорогой табак на развес Вирджиния ГОЛД для гильз хлопья крепкий

ароматный табак на развес 
Вирджиния ГОЛД для гильз хлопья крепкий

качественный табак на развес Вирджиния ГОЛД для гиллапша легкий


Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
х