Солдатские жены и дети при полках
Полковник в русской армии уже при Екатерине II был обязан заботиться о пропитании и содержании солдатских жен при своем полку: давать им разные работы; шить и стирать белье для нижних чинов, вязать чулки и носки, шить платки, тапочки и т.п. за определенную плату.
Полковой командир должен был следить за исправным обучением солдатских детей в полковой школе, которые должны были посещать ее с семилетнего возраста. На полковые деньги шились для детей кафтаны из солдатского сукна. В полковой школе из солдатского сына готовили будущего музыканта, барабанщика, писаря, фельдшера, а также будущих унтер-офицеров. Через двенадцать лет беспорочной службы такой солдатский сын получал офицерский чин.
С самого начала царствования Алекандра I поощрялись браки нижних чинов, и правительство охотно брало на свое содержание солдатских сыновей. В войсках поддерживалось убеждение о нужности и пригодности службы нижних чинов из солдатских детей, вскормленных государством, нежели солдат взятых рекрутами из-под сохи.
Во многих полках 75% фельдфебелей и 30% унтер-офицеров вышли из солдатских детей. Почти сто лет правительство занималось воспитанием таких детей для того, чтобы создать надежные кадры унтер-офицеров и других должностных лиц в гвардии и армии.
Полковник разрешал браки нижних чинов, обращая внимание на нравственное состояние жениха и невесты. Дети, прижитые солдатами до поступления на службу, должны были отходить к помещикам, а вот те дети, которые родились на службе (неважно в браке или нет) являлись по закону солдатскими детьми и должны быть определены к полку.
Жены нижних чинов без разрешения и паспорта не могли отлучаться от своих мужей. С женой ушедшей на заработки отпускались мальчики до четырех лет, с обязательством по достижении семи лет возвратить мальчика в полк для определения его в школу. При этом за всеми мальчикам, которых отпускали с матерями, велся жесткий учет. Сыновья не явившиеся в полк до 15 лет, подвергались наказанию, как беглые солдаты. Те солдатские сыновья, которые вылавливались после достижения ими 15 лет, отсылались в военную коллегию, а малолетние от 7 до 15 лет в свой полк.
Круглые сироты находились на попечении надежных солдатских семей и на содержание таких сирот, по достижении ими двух лет, полк отпускал по одному четверику (26,24 литра) муки в месяц.
Когда полк уходил в поход, то место полкового командира занимал начальник резервной части. Под его командой, как правило, оставались две роты с офицерами. Теперь начальник резервной части занимался попечением над солдатскими детьми и их обучением в школе, заботился о спокойствии, остающихся на непременных квартирах офицерских и солдатских жен и их детей.
Фото взяты из доступных источников Яндекс.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, поделитесь в соцсетях, подпишитесь на канал и оставьте свои комментарии.
Источник