Не отменили, а смягчили: как Волгоград живет в режиме самоизоляции
В конце марта Президент России Владимир Путин объявил об одной нерабочей неделе из-за пандемии коронавируса. В тот момент многие жители нашей страны, включая волгоградцев, и подумать не могли, что это затянется на несколько месяцев. В Волгоградской области режим самоизоляции начал действовать 1 апреля, и сегодня, 23 июня, его ослабили. Конечно, почти за три месяца ограничительные меры понемногу смягчали, но свободно перемещаться без разрешительных документов люди по региону не могли. Как живет Волгоградская область в период самоизоляции – ответ в материале РИА SM News.
Гид по статистике
Первый случай заболевания коронавирусом в Волгоградской области зафиксировали как раз за несколько дней до начала периода самоизоляции – об этом на брифинге журналистам рассказал председатель регионального комитета здравоохранения Анатолий Себелев. Нулевым пациентом стала волгоградка, которая транзитным рейсом через Москвы вернулась в родной город из ОАЭ, где отдыхала вместе с ребенком и супругом.
«Пассажирка прилетела в Волгоград 15 марта, с 16 числа находилась под наблюдением, 19-го ее госпитализировали. Семья ответственно отнеслась к домашнему карантину, никуда не выходила из квартиры, поэтому нам удалось локализовать очаг и заболевание не получило никакого распространения», — уточнила руководитель регионального управления Роспотребнадзора Ольга Зубарева.
Болезнь у пациентки протекала в легкой форме, и 3 апреля ее уже выписали из больницы. Тогда, в марте, новость о первом заболевшем в Волгоградской области восприняли как своего рода сенсацию. Теперь же сводки регионального оперативного штаба вызывают мало интереса у местных жителей. Каждый раз цифры примерно одинаковые – ежедневно фиксируют около 100 заболевших COVID-19. По состоянию на 23 июня за последние сутки диагноз подтвердился у 104 человек, общее число заражений COVID-19 составило 5622. Накануне зафиксировали новый летальный исход, всего вирусная инфекция забрала жизни 34-х граждан.
Кстати, еще до того момента, когда в Волгоградской области ослабили режим самоизоляции, некоторые учреждения, которые с весны были закрыты, возобновили работу. К примеру, по предварительной записи граждане могут обратиться в МФЦ, в детских садах собрали дежурные группы, в очной форме снова предоставляют социальные услуги и услуги социального сопровождения.
С 23 июня могут в полную силу работать салоны красоты, солярии, парикмахерские, массажные кабинеты – людям нужно только предварительно записаться. Тем, кто трудился на удаленке, разрешено вернуться в офисы. Из дома гражданам теперь можно выходить без уведомлений и не брать с работы справки, чтобы свободно перемещаться по региону. Тем, кто вернулся из других городов России, не нужно выжидать дома карантин в 14 дней. Это требование сохраняется только для тех, кто приехал из других государств.
Уже с 30 июня планируют открыть спортивные залы, турбазы, санатории, гостиницы и летние террасы кафе. С 1 июля в Волгоградской области собираются в полном объеме пустить все маршруты общественного транспорта, а уже с 15-го — открыть детские лагеря. Что касается массовых публичных мероприятий, то проводить их можно только по согласованию с оперштабом. При этом масочный режим в регионе никто не отменял.
Фото: некоторые предприятия региона временно сменили профиль и начали шить маски
«Все выплатили в полном объеме»
Начиная с марта, жители нередко получали тревожные новости из местных больниц. Из-за распространения COVID-19 в некоторых учреждениях приходилось закрывать отделения. К примеру, очаги коронавируса фиксировали в волгоградских больницах №25, №7, в больнице Фишера в Волжском и нескольких ЦРБ. Но самая громкая история в Волгоградской области связана с психоневрологическим интернатом в городе Урюпинск. В этом учреждении в начале мая выявили крупную вспышку коронавируса: заболели 200 человек, 26 из которых – сотрудники интерната. Во время расследования представители регионального Роспотребнадзора выявили множественные нарушения, и интернат в итоге оштрафовали на 200 тысяч рублей, уточняет пресс-служба облсуда.
По резонансу с этой историей может сравниться лишь другая, которая касается выплат медикам, работающим с больными коронавирусом пациентами. Президент России Владимир Путин довольно четко озвучил размеры стимулирующих выплат: надбавка в 80 тысяч рублей положена врачам стационаров, 50 тысяч – медперсоналу среднего звена стационаров и врачам скорой помощи, 25 тысяч — младшему медперсоналу стационаров, среднему и младшему персоналу, а также водителям машин скорой.
В мае пресс-служба прокуратуры Волгоградской области сообщила, что в больницах региона выявили множество нарушений в связи с выплатами медикам. В медучреждениях задерживали выплаты, занижали размер надбавок. Больше всего нарушений зафиксировали в Светлоярском районе региона. Так, в Светлоярской ЦРБ не все медики попали в список тех, кому положены надбавки. Сорока сотрудникам учреждения перечислили деньги с большим опозданием. И после всего этого главврач ЦРБ уволился по собственному желанию. По словам медиков, после шумихи и проверок надзорного ведомства положенные надбавки стали выплачивать в полном объеме.
«Мой отец водит скорую больше 25 лет, работает на второй подстанции. Когда глава государства объявил, что сотрудникам больниц положены надбавки за работу с пациентами, у которых подозревают или уже нашли коронавирус, у медиков появились большие сомнения, что все выплатят в полном объеме. Так в самом начале и было. Но после нескольких проверок и жалоб ситуация резко изменилась. В частности, мой папа помимо зарплаты получил за апрель и май по 25 тысяч рублей», — отмечает волгоградец Артем Киреев.
Аналогичную историю РИА SM News рассказал медбрат одной из больниц Волгограда.
«Я начал работать именно с пациентами, у которых подозревают или уже подтвердился коронавирус, в мае. Как раз в конце весны и поднялась шумиха – начались проверки прокуратуры, организовали горячую линию по вопросу надбавок, на «Госуслугах» появилась отдельная вкладка, где можно пожаловаться на неполные или несвоевременные выплаты медработникам. Конкретно в нашей больнице ситуация быстро нормализовалась. Мне после месяца работы в «грязной зоне» день в день пришли положенные средства. Причем, помимо 50 тысяч рублей из федерального бюджета, начислили еще 11 тысяч – региональную надбавку. Уже сейчас, когда очень много медиков работают с пациентами с коронавирусом, выплаты могут на день-другой задержать. Но если происходят накладки, то коллеги сразу обращаются в бухгалтерию, и вопрос быстро решается. Опять-таки я могу рассказать только о больнице, где я работаю. Коллеги из других медучреждений Волгограда как-то обмолвились, что у них начисляют людям выплаты избирательно и в неполном объеме. Все зависит от руководства каждой больницы», — поделился опытом медбрат.
«Дело не только в режиме самоизоляции»
Режим самоизоляции по-разному отразился на сферах жизни: медики стали работать куда больше, вузы и школы перешли на удаленку, а представители бизнеса в прямом смысле этого слова пытаются свести концы с концами после нескольких нерабочих или «мертвых» месяцев. О своем опыте рассказал Олег Фокин, владелец магазина «Открытая книга», который находится на территории одного из торговых центров Волгограда.
«Сложности у бизнеса начались еще до объявления режима самоизоляции. Вспомните, новости о распространении коронавируса стали в большом количестве появляться еще в январе. Это сильно повлияло на людей, и из торговых центров почти исчезли посетители. Если в феврале мне удалось выйти в ноль, то март был, к сожалению, убыточный. По сути, закрываться можно было и раньше. В ситуации, когда в торговом центре посетителей за день можно посчитать по пальцам, нет смысла работать – заработка нет, а платить за аренду и коммуналку нужно», — говорит волгоградец.
В период самоизоляции предприниматели могли воспользоваться несколькими мерами поддержки. Одна из них – арендные каникулы. Существенной помощью конкретно этот инструмент назвать сложно, так как в один момент бизнесмену придется выложить кругленькую сумму за аренду сразу за несколько месяцев. Чтобы сохранить арендаторов, некоторые торговые центры и другие площадки решили пойти предпринимателям навстречу.
«В течение всего периода самоизоляции я оплачиваю не аренду, а покрываю эксплуатационные расходы. Но это – локальное решение. Мои коллеги, которые арендуют торговые точки в других ТРЦ, были вынуждены в течение всех месяцев оплачивать аренду в полном объеме. Что касается именно государственных выплат, то я получил лишь МРОТ за апрель и май по 12130 рублей как ИП. Негусто, но этими деньгами можно покрыть хоть какие-то расходы. Знаете, говорить о том, что бизнес пережил, уже не хочется. Здесь важнее другое – что делать, если в России все же будет вторая волна заболевания коронавирусом. Если после первой удалось хоть как-то устоять на ногах, что будет после второй – большой вопрос», — добавляет Олег Фокин.
В период самоизоляции несладко пришлось и тем предприятиям, которым разрешили работать. Объем заказов заметно уменьшился, а некоторые клиенты даже пытались уйти от платежей.
«У меня транспортно-экспедиционная компания, работаем по всей стране. Мы перевозим разные грузы, в том числе поставляем продукты магазинам, ресторанам, кафе, гостиницам. В период самоизоляции отели и общепит не работали, поэтому и заказов у нас было значительно меньше. Плюс ко всему, некоторые клиенты решили на сложившейся ситуации заработать – они игнорируют оплаты выполненных работ и утверждают, что во всем виновата пандемия коронавируса», — утверждает владелец компании «ТитанТранс» Сергей Батютин.
Из всех мер поддержки предприниматель воспользовался только одной – за период нерабочих дней ФНС должна вернуть страховые взносы на сотрудников. Оценивая нынешнюю ситуации в бизнесе, предпринимателя пугают не новые ограничительные меры, которые могут ввести из-за второй волны заболеваемости коронавирусом, а нечто иное.
«Дело не только в режиме самоизоляции. Пандемия, конечно, подкосила бизнес. Но я бы обратил внимание на другое. Представим, что уже к концу года рынок выровняется, и активность людей станет прежней. Однако и в этой ситуации дальше буду расти цены. Стоимость того же газового топлива за последние месяцы выросла с 18 до 24 рублей, хотя нефть в этот период подешевела – на совсем ясно, как так вышло. Из-за скачков валют выросли в цене запчасти, а также ГСМ для машин. Думаю, что, несмотря на самоизоляцию и другие факторы, цены как росли, так и будут расти», — заключает бизнесмен.
Формально Волгоградская область продолжает жить в режиме самоизоляции, но теперь гражданам можно свободно перемещаться по региону. Какие именно сюрпризы нам еще преподнесет коронавирус – предугадать не решаются даже медики. Но можно сказать одно – с отменой большинства ограничений в Волгоградской области хотя бы «запахло» прежней жизнью.