Военное мореходство на Черном море
Военные походы для черкесов были частью их традиционного религиозного мировосприятия. Только воин мог рассчитывать на уважение людей в этом мире и на покровительство Бога в потустороннем. Но военные предприятия адыгов не ограничивались лишь конными походами. Их морские набеги известны с античных времен. Черкесские галеры ,которые греки называли камарами ,оснащенные угловым или квадратным парусом, бороздили воды по всему бассейну Черного моря ,нападая даже на прибрежные города и царства. По известию Лаоника Халькокондила, византийского хрониста середины XV в.: «Зихские пираты под предводительством Артабила в 1458 г. захватили Трапезунд, убили греческого императора, его сына и 300 подданных и совершили грабительский поход вглубь трапезундской империи».[Потто В.А. ,"Кавказская война", Т.2."]
И далее: «Венецианский посол в Персию Винченцо ди Алессандро в своем донесении от 25 июля 1572 г. из г. Конья рассказывает, что христиане — черкесы, прибыв на 24 кораблях, сожгли и разграбили за 300 миль отсюда все поселение побережья, разорили турецкие виноградники и перебили множество народа, а женщин увели в плен, забрав все имущество и товары, вследствие чего опасаются, как бы они не пришли и в этот город (Конья). Из Трапезунда были снаряжены 6 вооруженных галер для защиты этой местности, с приказом от султана Селима не выходить из порта, но сторожить только город, так как боялись, что черкесы еще больше увеличат число своих кораблей. Посол добавляет: «А мне было велено держать путь на Грузию и Черкесию, но из боязни тех корсаров я повернул обратно». [Зевакин Е. С., Пенчко Н. А. , "Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и XV веках" // Исторические записки. 1938. Т. 3. С. 97]
Морские рейды для черкесов были таким же традиционным занятием ,как и военные походы в дальние и ближние страны. «На гористом побережье Северного Кавказа, почти лишенном удобных гаваней, обитали племена ахейцев и зигов. Это были племена пиратов-профессионалов. Слава их была так ужасна. От Фасиса до Синдской гавани ни одно судно не могло чувствовать себя в безопасности, – это бесспорный факт. Пираты нападали на купеческие корабли, грабили близлежащие города и даже совершали довольно продолжительные рейды в южные и западные районы Черного моря. Правители береговых государств предоставляли в их распоряжение корабельные стоянки и рынки, заключали с ними соглашения и покупали награбленное добро. » [ А.Б. Снисаренко ,«Властители античных морей» ]
Наиболее раннее упоминание черкесских морских набегов можно найти в работе античного историка Страбона , "География" : "После Синдской области и города Горгипии ,что на море, следует побережье Ахеев, Зигов и Гениохов, которое, по большей части высоко и непригодно для приставания судов, так как составляет часть Кавказских гор. Эти народы живут с разбоев на море, для чего у них есть лодки с тонкими бортами, узкие и легкие вмещают только 25 человек - редко до 30. Греки называют их камарами"... Далее: "Снаряжая флотилии таких камар, они выплывают против купеческих кораблей, делают набеги на соседние страны и берут города. Таким образом, они сохраняют господство на море. Иногда их поддерживают и те, кто владеет Боспором ,предоставляя в их пользование пристани, рынки для сбыта добычи. И, как только они возвращаются в свою собственную страну, они не становятся на якоря, а берут камары на плечи и несут их в леса... Когда приходит время нового плавания, они приносят камары назад на берег. И они делают то же самое в странах чужих народов, так как хорошо знают все берега. Тут, они, прежде всего, прячут свои лодки и идут вглубь страны дни и ночи, имея целью захватить в плен людей. Но, они охотно предлагают освободить своих пленников, уведомляя о них родственников уже с моря. В тех местах, которыми они владеют сами, т.е. там, где они управляются местными вождями, они приходят на помощь каждому, кто попадает в беду, отбивая назад камары, людей и имущество. Области , где властвовали римляне были бессильны против этого зла из за небрежения посылаемых туда правителей". [Страбон, "География". Книга в 17 томах.]
Описанная у Страбона тактика в деталях схожа с тактикой набегов у викингов практиковавшейся скандинавскими народами в период с 8 по 12 века , в т.к. называемую "Эпоху викингов".
Примерно через сотню лет после Страбона, о черноморских корсарах упоминает римский историк , Корнелий Тацит : "Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти называются у них камары, борта их расположены близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется; варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами; когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладывают доски, образующие что-то вроде крыши, и защищенные таким образом барки легко маневрируют. Грести на них можно в любую сторону, эти суда кончаются острым носом и спереди, и сзади, так что могут с полной безопасностью причаливать к берегу и одним, и другим концом". [Тацит, "История", Книга III.]
Слово "камара" [καμάρα], древнеегреческое и означает "крытая повозка". По черкесски же галера (корабль) называется - къухьэ , къухьэр и означает - морская повозка. Сравните черкесское название корабля с древнегерманским - khar. Так же примечательно что море по исландски - хаф (ср. с черкес. - хы (море), хыфэ - поверхность моря). Напомню что изолированный исландский язык, из всех скандинавских языков наиболее близок к древнему норну , ныне вымершему скандинавскому языку.
В более поздние времена , черкесские галеры, строились поистине исполинских размеров и могли вмещать в некоторых случаях , до 150 человек команды. Но чаще всего это были суда на борту которых размещалось 20-60 человек. По словам французского путешественника Фредерика Дюбуа де Монпере , у черкесов было два типа галер - одни с килем , другие же плоскодонные. Те что с килем вмешали большее число людей ,50-60. Плоскодонные ,18-24 человека. [Фредерик Дюбуа Де Монперэ, "Путешествие вокруг Кавказа".]
Разумеется у черкесов как у народа издревле живущего на морском побережье , существовал развитый морской лексикон. В качестве примера можно привести данные оставленные известным английским лингвистом Л. Лоуи (Loewe), который составил в середине 19 века словарь черкесского языка.
В издании Лоуи присутствует и морская лексика черкесов , которой составитель уделяет значительное внимание. Морская лексика, содержащаяся в словаре Лоуи, показывает, со всей очевидностью, развитость мореходной традиции черкесов. Ясно, что словник Лоуи далеко не исчерпывает терминологический аппарат черкесского морехода и кораблестроителя.
Black Sea (Черное море) - shish-ooza;
Bosphorus (in Constantinople) (Босфор) - shooghoon;
favourable wind (попутный ветер) - mefes-oonded;
fleet (флот) - ka-kha-zik; frigate (фрегат, сторожевой корабль) - kaleeanoos;
Gulf (морской залив) - teesheeley-plagha;
mariner's compass (морской компас) - kabla-mahma;
mast (мачта) - kakhaneez;
merchant-ship (торговое судно) - detshookha;
mile (миля) - mil;
ocean (океан) - bo-shish-kha;
pie (мол, волнолом, пирс) - khaloh;
port (порт) - khootley;
prow (нос судна) - koo-hab-hey;
riband (строительная рыбина, в судостроении) - psheener;
rope (канат корабельный) - khay-kabs;
rudder (руль корабельный) - kahatloka;
sail (парус) - kkaneedz;
scull (парное весло, кормовое короткое весло) - tsh'kha;
sea (море) - shey, psee, shoo;
ship (корабль) - khas-shey, galia;
shipwreck (кораблекрушение) - sho-eye;
vessel (судно, корабль) - parketzeeg;
wave (волна) - sheeboosh.
[Loewe L. ,"A Dictionary of the Circassian Language", 1854.]
Ниже оригинальный рисунок 19 века с изображением черкесской галеры, а также его репродукция. Несколько музейных макетов.
АР: Пекин принудительно контролирует рождаемость уйгуров в Синьцзяне
В Кремле назвали уткой публикацию о сговоре России с талибами
Источник