«Планово-убыточные предприятия» или прелюдия к исчезновению омских МУПов
Во время обсуждения в Городском совете Омска работы вопросов экономического развития прозвучали оптимистические оценки реализации инвестпрограммы Омского водоканала и нерадостные факты деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
«Вода хорошая, инвестпрограмма исполняется»
Предприятие, обеспечивающее миллионный город водой, это акционерное общество «ОмскВодоканал». Оно уже много лет реализует разные инвестопрограммы и находится в частной собственности (входит в группу компаний «Росводоканал»). При этом по условиям частно-государственного партнерства, уже более 15 лет омский водоканал ежегодно исправно платит по 200 миллионов в бюджет города за аренду городских сетей. В 2015 году власти города хотели было в 2 раза увеличить доходность от этой аренды, но водоканал отбился от этой идеи через суды, увеличив в итоге объемы инвестиций в развитие своей инфраструктуры. И вот летом 2020 года прозвучали цифры отчета от компании по итогам реализации инвестиционной программы за период с 2016 по 2019 годы включительно.
Картина в отчете красивая. Есть так называемые «инвестиционные надбавки» к тарифам за холодную воду и водоотведение, плюс взимается плата за подключение к сетям централизованного водоснабжения. Эти деньги вместе идут в инвестпрограмму «ОмскВодоканала». За указанные годы сумма получается немаленькая – чуть более 3,2 миллиардов рублей. При этом по плану предполагалось, что соберут «инвестиционных» денег еще больше – более 3,71 млрд. Этому помешала ситуация со снижением объема вводимых в строй новых объектов и соответственно снижения объемов по подключению.
Опыт частно-государственного партнерства Администрации Омска и ОАО «ОмскВодоканал» часто приводят в пример
В целом, работа по обновлению на предприятии выполняется. По отчету, прозвучавшему в горсовете Омска, получается, что у омского водоканала исполнение инвестпрограммы за последние 10 лет составило почти 63% от анонсированного в планах. Трудно сказать, является ли такой показатель высоким достижением, но есть и недовольные ситуацией.
Существует среди омичей такая точка зрения, что платить в городскую казну владельцы «ОмскВодоканала» должны все-таки больше. Аргументируя такую позицию, осенью прошлого года депутат горсовета Олег Афанасьев привел следующие факты:
Два раза в 2003 и 2007 году была проведена переоценка муниципальных активов по распоряжению Минэкономики РФ. Стоимость всех объектов выросла более чем на 50%, но цена аренды сетей для водоканала в Омске не была скорректирована. Из-за этого, по мнению, депутата городу не достается по 100 миллионов и более ежегодно.
У города есть так называемые «бесхозные сети», их около 136 километров, и из казны Омска деньги на их обслуживание получает «ОмскВодоканал». То есть деньги буквально «ходят по кругу», и город их в итоге теряет.
Тогда же прозвучала информация от городского департамента имущества, что водоканал не платил проиндексированную аренду вовремя, а полное ее получение ожидается в 2020 году.
Впрочем, все эти тонкости в конце апреля 2020 года звучали уже в измененном виде на заседании горсовета по данной теме. Было указано, что бесхозных сетей – 107 километров, а по всем проблемам городской профильный департамент и водоканал проходят все спорные моменты, в том числе и в судах, достаточно спокойно. Кстати тогда же генеральный директор «ОмскВодоканала» Сергей Шелест заметил, что «основные показатели нашей работы – качество воды и бесперебойное водоснабжение и водоотведение», а вода в Омске в общем-то хорошая.
Так что всё более-менее работает, у омичей вода всегда есть в домах и на предприятиях. О чем 2 июля 2020 года на заседании комитета экономического развития горсовета и напомнил его председатель Алексей Провозин.
Получается достаточно оптимистичный, пусть не без изъянов, но рабочий и живой пример частно-государственного партнерства. А ведь многие помнят времена, когда предшественника акционерного общества, муниципальное предприятие «Водоканал города Омска», называли чуть ли не планово-убыточным…
Где деньги?
Исходя из только что приведенного примера крупного омского предприятия ЖКХ, возникает ощущение, что акционирование или продажа государственных активов на уровне муниципалитета или региона – это чуть ли не панацея от нерационального управления ими. Судя по всему, к этому мнению и должны подтолкнуть всех омичей звучащие бесконечно отчеты о проблемах муниципальных предприятий, остающихся в собственности города. МУПы стали постепенно «слабым звеном» из-за неграмотных управленческих действий, но сегодня об этом не хотят говорить, зато льют с трибун потоком отчеты, завораживающие обывателя обилием проблем. Делается это, чтобы подготовить общественное мнение к грядущей приватизации. Ведь на жизнь муниципальных предприятий по федеральным законам отводится еще 5 лет, и к 2025 году такая форма должна в Омске исчезнуть.
Итак, в Городском совете привели 2 июля такую статистику: есть 14 действующих МУПов, из них 5 – «неэффективные» или «проблемные». Об этом говорила заместитель директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска Наталья Салахова. Правда, каждое предприятие несчастно по-своему, и даже когда его причисляют к эффективным, то это вовсе не значит, что сложностей у него нет.
Есть большая и относительно современная гостиница «Иртыш», у которой уже много лет почему-то не получается стать образцовым работающим предприятием. Если продавать ее с молотка, то желающие всегда найдутся, да вот останется ли что-то от этой самой гостиницы, которую окружает еще и парковая зона с многолетними деревьями. С учетом омской практики вырубать всё, что досталось под застройку в центральной части города, здесь в случае приватизации нас ждет очередной большой скандал. Впрочем, пока «Иртыш» не продают, и даже говорят, что гостиница гасит накопившиеся за годы долги…
Гостиница «Иртыш» расположена в живописном парке недалеко от центральной части Омска
Если взглянуть на два омских МУПа, которые включают в себя городские общественные бани, то здесь всё разнонаправлено: в один МУП уже заливают государственные деньги (льготное кредитование по федеральной программе поддержки), второй остается в подвешенном состоянии. Не работает уже 2 года предприятие «Муниципальная недвижимость» (его скоро ликвидируют), находятся в состоянии упадка два пассажирских автотранспортных предприятия (их реорганизуют с присоединением к другому, более эффективному).
А вот главный парк Омска – муниципальное предприятие «Парк культуры имени 30 лет ВЛКСМ» — оказывается вполне себе живым, правда с некоторым снижением показателей в сравнении с предыдущим годом. Тоже в списке со знаком «плюс»: «Центр недвижимости, дизайна и рекламы», «Электрический транспорт», «Пассажирсервис», «Муниципальные рынки». Правда, тут неясно, где лежит граница между той самой «эффективностью» и «неэффективностью». В том же «Электрическом транспорте» — очень серьезный износ парка троллейбусов и трамваев, и почему он тогда назван сейчас эффективным?
О проблемах городского электротранспорта в Омске знает каждый.
Впрочем, все эти истории меркнут на фоне печально известной муниципальной «Тепловой компании», снабжающей дома и предприятия в отопительный сезон теплом. Ее долги просто рекордные – более 1,4 млрд рублей, предприятие уже находится в стоп-листе у всех банков как некредитоспособное. Известно, что при этом руководитель компании получает вполне серьезную заработную плату – почти до 200 тысяч рублей – об этом уже не раз писали в соцсетях омичи.
Завершение преобразования в акционерное общество сможет оздоровить «Тепловую компанию» — так считает глава городского департамента имущества Дмитрий Махиня. Такой подход напоминает набившие оскомину истории из девяностых годов, когда перед сменой собственности государственные предприятия превращали в неэффективные и закредитованные, а потом кто-то оказывался владельцем вполне доходного имущества. Правда, в этот раз в Омске утверждается, что при акционировании все ценные бумаги останутся у города, а значит беспокоиться пока рано…
Вокруг будущего омской «Тепловой компании» в регионе циркулирует немало слухов.
Вместо эпилога
Экономическая практика показывает, что смена вывесок на дверях разных предприятий нашей страны, практически не приводит к реальному экономическому росту. Омск вряд ли станет исключением, избавившись от МУПов и уповая на акционирование, как на некий супервыгодный вариант оздоровления. Чтобы неэффективное предприятие заработало, есть только один рецепт: смена его управленческой команды и комплексная программа развития. Это сложно, болезненно и наиболее проблемно. Остатки омских МУПов рано или поздно при отсутствии реальных действий в регионе будут поглощены более крупными структурами – из соседних регионов или общероссийского формата. Справятся со своими сложностями омичи сами или дождутся, пока их «съедят» иногородние игроки – покажет время.