Будущее города или город будущего
Новый главный архитектор Читы рассказывает о себе, рассуждает о проблемах города и знакомит со своими планами и взглядами на будущее развитие краевого центра.
Шаги в профессию
Марина Забелина родилась в Нерчинске, но жила в Краснокаменске. Окончила там 11 классов и поступила в Читинский государственный технический университет на строительный факультет, специальность «промышленно-гражданское» строительство.
— На тот момент, когда я принимала решение о выборе профессии, у меня в голове звучало: «Да, это однозначно строительство». Хотелось что-то создавать, проектировать, — делится Марина Андреевна. — Собственно говоря, я выросла в семье шахтера. Папа у меня был шахтостроителем, поэтому я пошла в эту сферу. Родители жили в Краснокаменске, но позже переехали в Атамановку. Сейчас они живут рядом, и это очень приятно.
Дальше — институт, а после — трудовая деятельность в инженерно-проектном центре «Промстройпроект». Данная организация существовала на базе Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса. Это была компания с хорошим архивом, которая занималась проектированием значимых в то время объектов: больница в Кыре, Нерзавод, детский дом в Нерчинске. Были также и частные заказы.
— Всю мою трудовую деятельность в сфере строительства условно можно разделить на две части: до и после 2009 года. До — область проектирования. Я сама проектировала, любила это дело и до сих пор обладаю навыком. Собственно говоря, в этой области я развилась от рядового инженера до руководителя проектной группы. После у меня был опыт работы в проектно-сметном бюро, которое было сформировано при ОАО «Коммунальник». Там я занимала должность главного инженера, и в 2009 году мне поступило предложение от подведомственного учреждения Министерства территориального развития Забайкальского края.
Именно в конце 2009 года началось формирование единой системы «Служба государственного заказчика», где было слияние двух главных структур: дорог и строительства ПГС-ных объектов. Марина Забелина стояла у истоков этого слияния. Она была первым специалистом в «Службе единого заказчика» не как дорожник, а как строитель с ПГС-ным образованием, и принимала объекты. Начиная с ведущего специалиста, за 11 лет работы в организации прошла все стадии: ведущий специалист, заместитель начальника технического отдела, начальник отдела строительства, начальник управления строительства и после, соответственно, первый заместитель директора. Всю внутреннюю кухню организации строительства и проектирования Марина Андреевна знает со всех сторон, прочувствовала на себе лично.
— Там приходилось работать и как конструктор, и как инженер, и как чиновник, и как финансист, и даже как юрист, — объясняет архитектор. — Строительство — это такой огромный процесс, где приходится каким-то образом находить компромиссы, решения.
Был и небольшой опыт работы в Сочи в 2019 году. Работа в другом регионе показала, как можно, не боясь, создавать объекты интересных форм, согласовывать специальные условия по пожарным требованиям, техническим возможностям.
— Должность главного архитектора непростая, поэтому когда руководитель администрации Читы Александр Михайлович Сапожников предложил мне занять ее, я засомневалась: а потяну ли, хватит ли сил и знаний. Но, с другой стороны, возникло огромное желание поучаствовать в развитии нашего города, внести какой-то вклад совместно с командой в формирование комфортной городской среды.
Марина Андреевна вступила в должность в тот момент, когда Генеральный план — главный стратегический документ по развитию города, уже был утвержден. Немаловажной задачей сейчас стоит разработка новых Правил землепользования и застройки. Этот этап практически завершен, документ должен поступить на утверждение, а дальше на постановку на кадастровый учет границ территориальных зон.
— Это очень важно для нас, для градостроительной деятельности, для инвесторов, для органов власти. Почему это важно? Потому что раньше Генеральный план и Правила землепользования и застройки друг другу противоречили, — объясняет Марина Андреевна. — Соответственно, это затрудняло какие-то вопросы градостроительной деятельности. На сегодняшний день проведена большая работа, этот вопрос урегулирован. На выходе мы ожидаем хороший документ, который позволит нам избежать каких-либо противоречий в градостроительной деятельности.
Острые проблемы
Согласно Генеральному плану, предполагается развитие города по компактному типу. Необходимо будет развивать застроенные территории, бороться с аварийным жильем, решать проблему существующих и несуществующих памятников архитектуры, портящих внешний облик города. Будут действовать четкие градостроительные регламенты, которые будут рассматриваться совместно при создании проектов планировок территорий.
Одним из первых вопросов при вступлении в должность оказался вопрос развития озеленения города. В первое десятилетие века на территории города активно вырубались деревья, зеленых уголков осталось совсем мало. По индексу качества городской среды эта зона находится среди отстающих.
— Стоит задача ознакомиться с планом озеленения города: что для этого было сделано, что предполагается в будущем, на основании каких документов, программ — все это должно реализовываться, планирую пообщаться с общественностью, которая может внести здравые идеи на этот счет, — сообщает Марина Андреевна. — Пообщаюсь — узнаю. Хочется активно в этом участвовать.
Рассказала главный архитектор и о планах, касающихся обустройства набережной города. Проекта на сегодняшний день как такового нет. Есть разработанная художником Ириной Кошкалда концепция, включающая в себя разделение на зоны отдыха, естественного питания и смотровых площадок. Вишенкой на торте выступает пешеходный мост.
— Пока это только в виде концепции. Все упирается, как обычно в один вопрос — финансирование. Я думаю, что мы в этом направлении обязательно поработаем, посчитаем, во сколько же нам действительно обойдется благоустройство набережной.
Вспомнили и проект «Чита – туристический город», в рамках которого планируется создание пешеходной улицы в центре города. Это проект ответвления улицы Лермонтова, где находится театральная площадь, драматический театр.
— Я думаю, что именно в этом пространстве планируется организация такой пешеходной улицы, — рассуждает Марина Андреевна. — Почему бы и нет, она достаточно расположена к такому развитию событий, поэтому, как общественное пространство, пешеходная улица имеет место быть.
У главного архитектора нет автомобиля, лишь электрический самокат, однако это не означает, что ее не волнует проблема с парковочными местами в городе. Согласно информации в новом генеральном плане, до 2037 года прогнозируется увеличение количества автомобилей в полтора раза. Это естественный рост, поэтому нужно решать проблему не только по парковкам, но и по организации постоянного хранения автомобилей.
— В проектах планировок, которые сейчас прорабатываются, есть моменты организации пространства в виде наземных парковок, многоуровневых стоянок, подземных паркингов. Это необходимо развивать, иначе мы придем к коллапсу.
Прежде чем заниматься непосредственно парковочными местами, необходимо проанализировать, где в городе основная загрузка дорог, какие есть объекты притяжения, а потом комплексно подходить к решению проблемы. Марина Андреевна высказала мысль по поводу установки роторных (карусельных) парковок. Это система, позволяющая на месте, предназначенном для стоянки одного или двух автомобилей, размещать гораздо большее количество.
— По поводу новых парковочных мест: сейчас на территории города проводятся ремонты автомобильных дорог и, в рамках этих ремонтов, в проект организации дорожного движения включено устройство новых парковочных мест.
Однозначно против высказалась Марина Андреевна по поводу так называемых «ракушек» — незаконно установленных гаражей, которые могут стоять где угодно: там, где можно реализовать детскую площадку или разбить объект благоустройства. Сейчас проводится анализ проделанной в этом направлении работы, сбор информации. Решается и проблема отсутствия велосипедных дорожек.
— Я тоже люблю прокатиться с ветерком и на велосипеде, и на самокате. В городе достаточно много любителей, которые устраивают себе велопрогулки, катаются дети, поэтому я, конечно, «за», — заявила архитектор. — У нас сейчас прорабатывается проект по реконструкции одной из улиц. В рамках этого проекта как раз будет велосипедное пространство.
Открыта для общения
За короткий срок работы нового главного архитектора уже приходили люди с согласованиями проектных решений, с размещением объектов в границах своего участка, согласованием схем на кадастровом плане для отвода земельных участков. Приходят жители с вопросом о капитальном ремонте.
— Я открыта для общения, и, когда у меня есть свободное время, я консультирую. В дальнейшем планирую установить часы приема, чтобы сделать удобно для граждан, для проектировщиков и для всех, кто вообще занимается градостроительной деятельностью.
Как считает Марина Забелина, улучшение города – задача не только органов власти, но и каждого читинца. Любой, пусть и незначительный, вклад, влияет на внешний облик. В пример были приведены различные рекламные и информационные конструкции (баннеры), которые завешивают фасады зданий.
— Иной раз идешь по улице, смотришь – хорошее здание завешено. Я все время проходила мимо вывески «Магазин для роскошных женщин», а, к сожалению, этот баннер уже весь затертый, с оборванным уголочком. Роскошную женщину вряд ли такая реклама притянет. И такого «добра» у нас по городу очень много. Соответственно, мы все это должны приводить в порядок совместными усилиями.
Существуют вакуумы в нормативно-законодательной базе, поэтому, для решения проблемы, необходимо внести изменения, которые помогут урегулировать вопрос в части размещения вывесок, информационных конструкций. Другие регионы с особым рвением занимаются этой работой, внесены необходимые поправки в правила благоустройства, четко прописано где какой вывеске необходимо быть, чтобы она украшала здание, а не наносила ему вред. После того, как необходимые изменения будут внесены в правила благоустройства, вторым этапом необходимо будет проработать план мероприятий со всеми структурами, которые помогут во взаимодействии с хозяйствующими субъектами, с магазинами, предприятиями, которые оказывают услуги.
— Самое главное здесь, наверное, поменять менталитет, потому, что мы живем в другую эпоху. То есть, прочитать о какой-либо продукции, услуге мы можем посредством Интернета. Притягивать потребителей нужно внутренним интерьером, комфортным внутренним пространством, — считает марина Андреевна. — Витрины – прекрасное притяжение покупателя, потому, что, когда ты идешь по улице и видишь витрину, где стоят, например, красивые туфельки, ты обязательно захочешь зайти и примерить. Когда же ты идешь, а наверху весит вывеска: «продаются туфли», ты, скорее всего, просто пройдешь мимо, поэтому здесь нужно менять менталитет хозяйствующих субъектов, предпринимателей.
Привлечение общественности в рассмотрение значимых для города проектов и здоровая критика, как считает главный архитектор, очень важно и полезно для работы. Необходимо привлечение разных поколений для обсуждения решений на предпроектной стадии, потому, что никто иной как горожанин практикует все, что создается, поэтому у него есть свои мысли, пожелания. Это все необходимо увязать с нормативными требованиями и в итоге создать объект правильно для различных категорий граждан.
— Я не против общественности, различных блогеров, урбанистов. Открыта для диалога, так сказать.
О чем мечтает?
После того, как Марине Андреевне задали вопрос «что бы вы хотели снести в городе?», она рассмеялась и ответила:
— Можно обратить внимание на объекты культурного наследия. Видимо раньше управление архитектуры не раз обращало внимание на то, что центральная часть нашего города усеяна такими объектами.
Некоторые из них подверглись пожару, некоторые находятся в ужасном состоянии и портят внешний облик города. Все эти объекты состоят в реестре и чтобы исключить их оттуда, нужно провести колоссальную, как по трудозатратам, так и по финансовым вложениям, работу.
— Я как раз сегодня занялась этим вопросом, попросила подготовить информацию. Буду углубляться, смотреть, какие раньше предпринимались попытки в этом направлении, чем они закончились. Опять же, опираясь на упешную практику других регионов, эта проблема решаема, если хорошо постараться.
На вопрос «что построить?» Марина Андреевна сразу же ответила:
— Конечно же социальные объекты, объекты культуры. У нас в разработке сейчас находится интересный объект: инновационный центр. Культурно-досуговый комплекс, который должен притягивать к себе различные области развития. Там будет и большое пространство, где можно заниматься различными культурными мероприятиями, летний кинотеатр. Хотелось бы, чтобы такой у нас центр был, однако, для центра нет пока положительного заключения, чтобы обратиться за финансированием.