Летом в Марий Эл проходит праздник изгнания злых духов
Как в священных рощах Марий Эл проводят традиционные летние моления.
Марийский народ бережно чтит традиции, которые предки создавали на протяжении веков.
Даже сейчас в обычных занятиях, колоритных торжествах и важных событиях можно увидеть отпечаток обычаев. При этом каждый праздник, созданный коренным народом Республики Марий Эл, обладает своими особенностями. Душа марийцев запечатлена в этих традициях.
Отпраздновать окончание сева и заручиться поддержкой духов при сборе урожая, правильно заготавливать полезные травы и обеспечить благополучие своему стаду – наши предки знали сезонные обряды на все случаи жизни.
Сегодня РИА SM-News предлагает познакомиться с самобытным летним праздником народа мари, который дошёл до наших дней.
mariuver.com
Традиционное жертвоприношение
В июле, который можно назвать «экватором лета», свет и тепло правит всем миром. Именно в это время марийцы отмечают Сӱрем, который занимает важное значение, являясь одним из главных и строгих торжеств летнего календарного цикла.
Согласно мнению исследователя Краснова название происходит от слова «бить, прогнать чужого». Одним словом, означает изгнание злых духов.
Главным образом, в ходе праздника проходило обрядовое снятие табу, которое наложили из-за цветения хлебов, с временем покоя и отдыха земли. Коренной народ Марий Эл хотел задобрить богов и заручиться их помощью в хозяйственной и семейной жизни, принося жертвоприношение.
Этот праздник справляется луговыми и восточными мари. При этом «родиной» Сӱрем можно считать Моркинский район.
Как рассказали старожилы региона, данное торжество всегда праздновалось именно в этом муниципалитете. В качестве примера можно привести северо-восток республики, где в это же самое время не было никаких церемоний.
ap22.ru
Когда отмечают Сӱрем
Как правило, это торжество проходит в начале второго летнего месяца на третьей неделе после летнего солнцестояния (самый длинный день в году приходится на 21 июня – прим.ред.) рядом с Петровым днём (христианский праздник отмечается 12 июля — прим.ред.).
Кстати, в прошлом Сӱрем длился целую неделю. При этом день начала церемонии определяли карты (марийские жрецы – прим.ред.).
«В самый цветущий период года, когда вся природа благоухает ароматами, проводится прекрасный праздник Сӱрем. За неделю до праздника оповещают об этом молодые парни, трубя в берестяную трубу. В день проведения моления в святой роще совершают обряд принесения даров Богам, произносят благодарственные молитвы за счастливую жизнь. На другой день начинается праздник радости и очищения», — говорится в издании «Кӱсото — Святая роща».
khanty-yasang.ru
Не ругаться и мыться в бане
Обычно каждый праздник имеет, как свои уникальные традиции, так и порядок проведения. Что представляло собой национальное торжество?
Обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями. Вдобавок церемония состояла из сложных ритуалов. Если затронуть ритуал жертвоприношения, то для этих целей выделялось до пяти мест. Они обустаривались перед священными деревьями – онапу.
Сӱрем включал моление с жертвоприношением в кӱсото (священная роща у коренного народа региона — прим.ред.).
Причём перед началом коллективного моления или после него проходил обряд изгнания нечистых сил — сурем мужо. Молодые люди садились верхом на лошадях, а затем с шумом и криком скакали вокруг священной рощи, а также по полю и по деревне.
В тоже самое время парни хлестали кнутами строения домов и заборы, трубили в сурем пуч (старинный деревянный духовой музыкальный инструмент народа мари – прим.ред.).
Потом юноши ломали трубу, кидали в определённое место или оставляли в лесу на ветке. Затем участников обряда изгнания злых сил угощали топлёными сливками – шӧрвал.
Кстати, по утверждению марийских историков, священные трубы изначально использовались как музыкальные инструменты при военных и религиозных сборах.
У большинства народов существуют те или иные запреты на период национальных празднеств. Существовало ли у марийцев какое-либо вето в период Сӱрем? Как оказалось, они были.
Так, во время торжества коренной народ Марийского края соблюдал несколько запретов. Во-первых, нельзя было злоупотреблять такими вредными привычками, как курение и спиртные напитки. Во-вторых, запрещалось ругаться. В-третьих, возбранялось шуметь.
Кстати, в одной из научных работ можно найти песню, которую исполняли во время праздника:
Кече-кече манмет дене
У кечылан мо шуэш
Тылзе-тылзе манмет дене
У тылзылан мо шуэш.Шӱдыр-шӱдыр манмет дене
Чолпан щӱдырлан мо шуэш.
Пайрем-пайрем манмет дене,
Сӱрем пайремлан мо шуэш.
Солнышко-солнышко,
Но приходящий день лучше.
Месяц, ты месяц
Приходящий месяц лучше.Звезда ты звездочка,
Звезда Венера всех ярче.
Праздник, ты праздник наш,
Лучше праздника Сӱрема нет.
В течение всех дней летнего моления народ мари совершал очищения купанием в реке или в бане. Торжество завершалось традиционным гуляньем, которое сопровождалось танцами, пением и играми. Например, молодые люди стреляли из лука или устраивали борьбу.
Как и в другие праздники, хозяева встречали гостей и угощали их обрядовой едой.
khanty-yasang.ru
Праздник в наши дни
Сохранились ли традиции празднования Сӱрем до цифрового настоящего? Или торжество осталось только на страницах книг и в воспоминаниях местных жителей? Конечно, нет. Народ мари бережно хранит свою культуру.
В Марий Эл главным местом церемонии является Моркинский район. Притом об этом свидетельствуют факты.
Например, два года назад в традиционном молении приняли участие сотни жителей Марий Эл. Кроме того, в 2018 году церемонию посетили российские и зарубежные учёные, а также сценарист фильмов «Овсянки» и «Небесные жёны луговых мари» Денис Осокин.
Летние марийские торжества
Какие праздники народа мари приходится на «летний экватор»? В марийском календаре существует ещё одна важная дата, которая выпадает на июль.
Помимо Сӱрем в этом месяце есть Мланде Юмын Ош кече йыр туран савырныме кече, или День космического полугодия.
Коренные жители Республики Марий Эл считают, что, какая погода будет царить в этот день, такие же капризы природы стоит ждать во время сенокоса и уборки урожая.
Если следовать данной народной истине, то в 2020 году в период сельхозуборки нужно ждать благоприятные условия.
При этом в середине лета марийцы больше уделяли время работам в огороде и полях, в ходе которых они пели национальные песни. Как отметили старожилы региона, эти мелодии в исполнении народных голосов нельзя передавать словами, а надо услышать.
—
Текст подготовлен по материалам справочника «Марийские праздники» Калиной О.А. Кроме того, в материале использованы выдержки из книги «Кӱсото — Святая роща» И.Степановой и работы «Марийская языческая вера и этническое самосознание» Л.Тойдыбековой.