Жизнь / История / 06 август 2020

Берегите женщин или наши любимые фильмы

Пришла весна, из под юбок робко стали появляться первые женские коленки, у мужчин потихоньку распускаются руки... Лёгкий весенний ветерок развеял моё зимнее настроение и навеял идею написать продолжение поста об отечественном кинематографе. На этот раз речь пойдёт о фильмах про женщин. Безусловно, тема эта грандиозна и охватить её полностью невозможно. Поэтому я напишу лишь о тех нескольких фильмах, которым посчастливилось прийти в мою буйную головушку первыми.

Начнём, пожалуй, с фильма, определившего заголовок поста.

"Берегите женщин."

Это романтическая история журналиста-практиканта, который попадает в женский коллектив, да не куда-нибудь, а на буксир. Для лучшего познания действительности его определяют коком на это судно.

Берегите женщин или наши любимые фильмы

Актёра на главную роль утвердили сразу и без проб. Андрей Градов в то время часто снимался на Одесской киностудии, многие его знали и никого не смущало, что он совершенно не умеет петь и варить макароны.

Примечательно, что районом плавания "Циклона" была указана «закрытая акватория портов и рек». Во время межконтинентального перехода судно не раз попадало в шторм и едва не затонуло. "Циклон" верой и правдой служил в Одесском порту до 1988 года, когда он был списан, а в середине 90-х был «утилизирован» — разрезан на металлолом.

Актрисе Марине Шиманской, которая сыграла капитана буксира, этот фильм принёс не только популярность, но и любовь. На съёмках она познакомилась с актёром Альгисом Арлаускасом (инженер Сергей, он же клавишник "Девятого вала"), вскоре они поженились, а в 90-х уехали в Испанию.

Вокальные партии почти всех песен Юрий Антонов исполнил сам, исключением стала композиция "Радуга", в которой поет солист группы "Аракс" Сергей Беликов. Успех у картины был колоссальный: песни звучали в каждом ресторане, актёров узнавали на улице.

"Одиноким предоставляется общежитие".

Однажды Аркадий Инин обнаружил у себя в почтовом ящике несколько вырезок из газет. Многие знали о хобби сценариста — собирать занимательные газетные заметки — и при случае отправляли их по почте. В тех вырезках Аркадий Яковлевич обнаружил два похожих объявления о том, что одинокая женщина 40 лет хочет познакомиться с мужчиной без вредных привычек до 50 лет. В начале 80-х такое объявление воспринималось как бомба: как советская женщина может предлагать себя? Но вскоре драматург обнаружил еще несколько похожих объявлений, потом еще. Идея написать сценарий родилась сама собой.

Очень гармонично в фильм вписался колоритный персонаж, которого чудесно сыграл Фрунзик Мкртчан. У него было замечательное качество – любил импровизировать. Именно благодаря этому качеству в фильме появился фрагмент с арбузом на новогоднем столе, и диалог, «ушедший в народ»: «Я возвращаю мою жену, потому что она не оправдала мои надежды на счастливую семейную жизнь. Она абсолютно не умеет готовить!», «А я не умею есть то, что ты умеешь готовить», «Опять яичница! Утром — яичница, днем — яичница, вечером — яичница, а ночью — омлет. Скоро я буду кудахтАть, как цыплёнок», «От такой пищи, знаешь, закудахтАет петух».

Но самые лаконичные и сочные афоризмы в этой кинокартине вылетали, пожалуй, из уст Виктора Петровича, которого играл Александр Михайлов. Кто не помнит его знаменитого «Это общежитие или дом свиданий?» или «Морская душа не простывает», «Парень хороший — водка плохая».

В 1984 году фильм завоевал несколько призов, а Гундареву назвали лучшей актрисой года. Однако не все восприняли фильм положительно. В газетах стали появляться письма разгневанных ткачих, которые никогда не видели подобного в своих общежитиях и считали, что картина унижает и оскорбляет женщин.

Эта трогательная комедия создавалась далеко не в весёлых условиях. Известные актёры показывали характер, у режиссера прямо во время съемок случился инфаркт, а дирекция «Мосфильма» вообще пыталась закрыть картину…

Актерский состав подобрался суперпрофессиональный, известный, а оттого довольно сложный. Один из актеров как-то наврал, что болен, а сам сбежал на две недели зарабатывать на Сахалин. Ни о ком не подумал!

Ни Ирина Муравьёва, ни Владимир Носик не умели играть в настольный теннис, перед съёмками сцен им дали время, чтобы научиться; кроме того, Носик сломал палец на ноге во время игры. Так с гипсом и снимался, съёмочная группа приложила максимум усилий, чтобы зритель ничего не заметил.

Режиссёр Геральд Бежанов вспоминает и другие сложности во время съёмок: Представьте себе: снимаем сцену, когда Надя и Сусанна приходят на работу к Наде, чтобы «исследовать» трудовой коллектив. Сусанна была блондинкой. Приходит Васильева на следующий день работать над этой же сценой, я смотрю, а она… перекрасила волосы в ярко-рыжий цвет! Я в шоке: «Таня, ты с ума сошла? Мы же сцену не закончили!» «А что такое? Я ничего не делала», – спокойно говорит она. «Так это я сумасшедший?» – ищу поддержки у съемочной группы. А народ у нас веселый собрался, оператор тоже решил надо мною подшутить: «Да не красила она волосы, вчера такой же снималась».

Я схватил камеру (а камеры тогда были огромные), замахнулся ею, и вдруг как сердце прихватит… Камеру успели поймать, а меня на «скорой» увезли. Микроинфаркт. Почти месяц пролежал, и, если бы не был автором сценария, фильм точно передали бы другому режиссеру. Кстати, Васильева так обратно и не перекрасилась. Поэтому на Сусанну пришлось надеть шапочку.

Для превращения Нади из дурнушки в красавицу нужны были модные вещи. Но в 1985 году на «Мосфильме» сшили бы чудовищные костюмы. Как выкручивались? Пользовались гардеробом актеров, если, конечно, они соглашались. Ирина Муравьева в конце фильма появлялась в своих собственных платьях и беленькой шубке, а красная шляпа на ее героине принадлежала Татьяне Васильевой.

Помните, как Надя и Сусанна приходят в гости к спекулянту, которого играл Игорь Ясулович? Фарцовщик предлагает Муравьевой всякие модные наряды, а когда та отказывается от них, говорит Сусанне: «Она что, с Урала? Ничего не понимает? Да в таких вещах жёны иностранных послов ходят!» Ох и досталось съёмочной группе за эту фразу «Она что, с Урала?».

Госкино и режиссёр лично писали объяснительные Борису Ельцину, который тогда руководил Свердловским обкомом. Признавались в любви к Уралу и доказывали, что не хотели обидеть уральских женщин. Несмотря на все трудности актерский ансамбль получился, и люди до сих пор смотрят эту комедию.Фильм купили 69 стран мира, а в Союзе его тогда посмотрели 80 миллионов зрителей.

"Интердевочка".

Фильм был снят по одноименной повести Владимира Кунина, опубликованной в 1988 году в журнале "Аврора". Замысел написать книгу о путанах у Кунина появилась в Польше, и натолкнули его на эту мысль тамошние представительницы древнейшей профессии.

Писатель вспоминал: «Я жил в "Гранд-отеле" в центре Варшавы и каждый день, завтракая, видел проституток, которые покупали места у столика, а потом ждали, когда придут иностранцы. Я перезнакомился с ними — и подумал о том, что можно сделать сценарий о любви польской проститутки и водителя-дальнобойщика. Вернулся с этой мыслью в Ленинград. А шел тогда 1986 год, особенно рот не разинешь. Я запасся кучей бумажек со всеми моими званиями — лауреат Госпремии, премии Ленинского комсомола и прочее — чтобы милицейский генералитет Ленинграда разрешил мне войти в группу 4-го отдела Управления уголовного розыска. Так называемая «спецслужба», основной деятельностью которой являлась защита иностранцев от посягательств и пресечение валютных операций. Начальство снизошло, я был направлен в группу старшего лейтенанта Кузнецова и четыре месяца работал в интуристовской гостинице "Прибалтийской"».

За это время Кунин детально изучил «трудовую деятельность» ленинградских проституток, вместе с милицейскими нарядами он выходил на дежурства, присутствовал при задержаниях и допросах «ночных бабочек». Результатом исследования писателя стала рукопись "Проститутка", которую он отнес в редакцию "Авроры" — одного из самых востребованных печатных изданий перестроечных времен. Через некоторое время повесть "Интердевочка" (редакторы посчитали, что "Проститутка" — слишком смелое название) была опубликована. Затем было принято решение экранизировать нашумевшую повесть, режиссёром стал Тодоровский.

Первоначально планировалось, что главную героиню сыграет Татьяна Догилева, и именно под нее был написан сценарий. Однако ее пробы разочаровали режиссера, и после довольно продолжительных поисков была приглашена Елена Яковлева. Но тут возникли новые трудности.

Во-первых, Тодоровскому не понравилась фигура актрисы, о чем он прямо сказал ей: «Извините, конечно, вы в этом не виноваты, но зритель все-таки должен на что-то смотреть. Это же двухсерийная картина. А у вас нет ничего ни тут, ни тут!» Чтобы Елена достигла нужных объемом, Петр Ефимович поначалу пытался ее «откормить», когда же это не помогло, Яковлевой сделали накладки из поролона.

Во-вторых, Яковлева наотрез отказывалась сниматься обнаженной. Чтобы выйти из положения, съемочной группе пришлось применить различные хитрости. Так, в эпизоде свидания с японцем во время постельной сцены ассистенты раскачивали кровать, а мастер по свету крутил в руках лампу, отбрасывающую блики. Кроме того, конечно же, выручил монтаж.

Съемки фильма продолжались всего три месяца и проходили в Ленинграде и Стокгольме летом 1988 года. Как только не называли этот фильм: прорыв, революция, провокация… Но все сходятся в одном: он стал событием конца 80-х. «Интердевочка» — последняя советская картина, на которую выстраивались очереди в кинотеатры, и первый по-настоящему коммерческий фильм. Вся съемочная группа получила в три раза больше денег, чем за любую другую картину того времени. Никому не известные актрисы, снявшиеся в этом фильме, на следующий день проснулись суперзвездами.

"Золушка".

Идея написать пьесу «Золушка» по знаменитой сказке Шарля Перро родилась у Евгения Шварца после знакомства с актрисой Яниной Жеймо. Именно ее он видел в главной роли. Однако режиссеры Кошеверова и Шапиро, когда узнали, что Жеймо исполнилось уже 37 лет, решили попробовать на роль Золушки более молодых актрис. Но после личной встречи с Жеймо Кошеверова поняла, что ошибалась и что только эта актриса сможет сыграть главную роль. Позднее в дневниках режиссер напишет: «От Жеймо исходило какое-то особое сияние, она излучала доброту, естественность и давала веру в счастье»

– Ее руки на крупном плане выдавали истинный возраст, поэтому пришлось сшить для Жеймо высокие белые перчатки, – вспоминал Игорь Клименков (Паж). – Но в остальном Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблен…

«Хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо, у которой был 31-й размер ноги. В них нельзя было ни танцевать, ни даже ходить. Пара прозрачных туфель использовалась только как реквизит, и только пару раз Жеймо вошла в них в кадр.

Однажды Фаина Раневская (Мачеха) поругалась с Эрастом Гариным (Король). «Хераст, ты – хам!» – крикнула она Гарину, когда тот появился у нее в гримерке в одних кальсонах, и шлепнула его по щеке. Гарин обиделся и ушел со съемочной площадки, накинув лишь королевскую мантию. Позднее актера нашли в расположенной рядом пивной. Он стоял пьяный в окружении завсегдатаев заведения и кричал: «Кто хочет чокнуться с королем?!»

Фильм был лидером проката 1947 года, его посмотрели около 19 миллионов зрителей. Сегодня в живых из артистов остался лишь Игорь Клименков (Паж). Ему 72 года, и живет он с женой под Бахчисараем (Крым). Янина Жеймо после «Золушки» сыграла лишь в одном фильме – «Два друга» – и в 54-м году ушла из кино. Умерла актриса в 1987 году в Москве.

Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
х