Почему в Саратове нередки контракты на ремонт дорог по максимальной цене?
Свидетелями некачественной работы дорожников становятся не только рядовые саратовцы, но и проверяющие. В частности, свои выводы успело сделать местное УФАС. А в редакции SM-NEWS проанализировали подготовленные для конкурсов документы и пришли к выводу, что такие ошибки могут быть умышленными. Они хорошо маскируют брак для завышения показателей качественного ремонта, либо даже быть доводами в пользу коррупционного сговора организаторов и подрядчиков.
В Саратовской области Бюджет дорожного фонда 2020 превысил 12,8 миллиардов рублей. Для сравнения отметим, что общие доходы казны в субъекте федераций – 125,8 миллиардов. Словом, каждый десятый потраченный рубль расходов обл чиновников в текущем 2020 году пойдет на дороги. На их текущий или капитальный ремонт, содержание, реконструкцию или новое строительство. В этой сумме учтены разные средства и собранные с жителей региона в виде налогов и сборов и федеральная помощь. Но когда столь значимые деньги идут в отрасль сразу возникает вопрос, а насколько эффективно, умело и с умом их тратят? Не получится ли, что дорожные деньги не вложены, а просто закопаны в дороги области, а хуже того – осели в карманах вороватых чиновников или подрядчиков. И пока в редакции все больше сведений о том, что далеко не каждый рубль тратится по назначению. Например, такая ситуация складывается в Саратове.
фото: dorcontrol.ru
Скрывают ли вскрышные работы брак?
Сама по себе ситуация, когда только недавно отремонтированные, в том числе и по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» приходится вскрывать, для Саратова увы давно не новость. По данному поводу первые лица региона проводили многочисленные совещания, не уставая ругать то чиновников, то энергетиков так не кстати ремонтирующих трубы перед началом отопсезона. Но ситуация от этого никак не меняется.
При этом участники то ли по незнанию, то ли по забывчивости, а может быть и вполне намеренно забывают о том, что решение для этой дилеммы давно есть.
Для этого нужно лишь открыть СНиП 2.07.01-89*. В документе под названием «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предписано как в современных условиях стоит вести работы.
В документе совсем недвусмысленно указано, что инженерные сети, которые залегают под землей нужно размещать под разделительными полосами или тротуарами, но в траншеях и проходных коллекторах. А в случае нового строительства, капремонта или реконструкции сети нужно либо вынести под тротуар, либо укрыть тоннелем, коллектором, каналом или стальным футляром.
Такой подход позволит ремонтировать коммуникации так называемым закрытым способом, то есть не вскрывать всё отремонтированное полотно дороги, а делать лишь относительно небольшие разрывы в полотне и менять трубы. В случае строительства полноценного коллектора возможно и вовсе не разрывать дорогу, а ремонт сетей вести изнутри.
Как уже сказано выше эти требования нового СНиПа распространяются на все работы по реконструкции, капремонту, строительству новых дорог. Словом, на все кроме ремонта – или как его еще иногда называют текущего ремонта. Кстати не надо это путать с содержанием! А теперь уважаемый читатель угадайте в рамках каких видов работ чинится большинство дорог Саратова? Да, да в рамках обычного ремонта. Даже в тех случаях, когда речь идет о средствах нацпроекта.
Конечно, случаи основательного подхода были. Самый известный реконструкция пешеходной зоны – проспекта Кирова. Но напомним, что каких-то три квартала наши чиновники и дорожники ремонтировали с начала лета до зимы. Превратив стройку в нескончаемую эпопею с ежедневными визитами проверяющих. А молодежь настолько свыклась с состоянием ремонта, что даже стала делать фотосессии на фоне ковшей, траншей и перекопанного «местного саратовского Арбата».
фото: saratov_detka
Но эти примеры скорее исключения из правил. А в массе своей ситуация обратная. И к чему приводит ремонт дорог без должного внимания к сетям известно. Ежедневно по дорогах Саратова проходит до 15-20 вскрышных работ. И в том числе на уже отремонтированных по нацпрокту дорогах.
В прошлом году лишь за два месяца после окончания ремонта (на который к слову было потрачено 200 млн) было вскрыто 480 кв. метров асфальта. Только на заплатки потратили еще 7,3 млн.
Но давайте подумаем, а было ли так же качественно выполнено уплотнение дороги, ее отсыпка, повторная укладка асфальта. По-моему, ответы которые саратовцы дают в соцсетях вполне красноречивы. Это ли эффективное освоение денег налогоплательщиков? Или может быть стоит делать меньше да лучше?
фото: 4vsar.ru
Недоработка на грани умысла
Нарушения выявило и местное УФАС в процессе подготовки и заключения госконтрактов по которым заказчиком был дорожный комитет мэрии Саратова. За прошлый год он провел девять аукционов на сумму свыше миллиарда. И документы на выполнение ремонта внесли и нанесение разметки (нарушение 44-ФЗ, так как это работы по содержанию). Но важнее то, что местом проведения работ было указано 1783 дороги в Саратове. Но информацию о том какой объем и вид работ нужен на каждой конкретной улице, не был указан. То есть участники, не работающие в Саратове, не знающие его специфику, просто не смогли оценить потенциальный объем контракта и заявиться на конкурс. В итоге (из семи таких контрактов) пять были заключены с местными ООО «СК «Открытие» и ООО «СК Континент» на общую сумму в 97,1 млн рублей и причем по начальной – то есть по максимальной цене.
Дальше стоит знать мотивы чиновников, чтобы разобраться что именно имело место в данном случае. Был ли это просто формальный подход к своим обязанностям, или может быть умысле? Во-втором случае речь стоит вести о коррупционных действиях, а значит на это обстоятельство необходимо обратить внимание силовым ведомствам региона?
фото: saratovmer.ru
Есть и еще одно обстоятельство в пользу довода о неполной чистоте помыслов заказчиков из дорожного комитета. Для приемки заказчик привлек две компании ООО «Стандарт качества» и Поволжский учебно-исследовательский центр «Волгодортранс» СГТУ. Эти фирмы в соответствие с полученным заданием и строго на договорной основе составляли справки о стоимости выполненных работ и затратах. Были подготовлены акты о приемке выполненных работ. Но и тут в документах отсутствовала точная информация о видах и объемах выполненных работ по конкретным улицам. В итоге как можно сделать вывод о надлежащем исполнении работ на каждом конкретном участке? И снова подрядчики поработали так, как было сформулировано задание заказчиком.
Но в итоге так как у администрации Саратова нет в актах о приемке выполненных работ информации о видах и объемах исполненных работ на конкретном участке дороги то истребовать от работы по гарантии в случае неисправности теперь тоже проблема. Так сказать, частично халтуру прикрыли неполной документацией, а доделают работу по сокрытию худые трубы коммуникаций, которые заставляют раз за разом переделывать ремонт.
Источник