Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Здесь я расскажу о том, какой образ поэта Иосифа Бродского встает из его портретных изображений, и отражена ли в них его личность. Надо сказать, что, чем ближе по времени живет поэт или писатель, тем сложнее называть его гением, и это немудрено - ведь великое видится на расстоянии. Но в отношении Иосифа Бродского это правило не сработало. Его называли гением еще при жизни, его поэзию признавали великой современники. Возможно, сработает обратный эффект, и время покажет, что они были не правы.
Однако талант Иосифа Бродского очевиден всем, кто прочел хотя бы одно его стихотворение. Даже если оно не понравилось. Образность его поэзии, умение найти точные метафоры и безошибочные образы, умение выстраивать из слов удивительные сплетения - поражают.
Бродский начал писать еще подростком. В 19 лет Иосиф сблизился с компанией молодых литераторов, образовавшись литобъединение при ДК промкооперации в Ленинграде. Будучи 20-летним, он выступил на поэтическом вечере со стихотворением «Еврейское кладбище». Тематика, стиль, вообще все стихотворение звучали для того времени эпатажно. Вот тогда-то КГБ и взяло Бродского на заметку.
Начал раскручиваться маховик его удивительной судьбы.
Все известные мне картины, которые изображают облик поэта, сделаны либо на основе его фотографий, либо представляют собирательный образ. Кажется, никто не писал его портрета в классическом смысле слова, то есть посадив перед собой Бродского позировать и передавая его облик на холсте. Это долго, утомительно, да и зачем, когда есть фотография?!
Вот и получилось, что в искусстве остался скорее не образ личности Бродского, а образ его поэзии, переданный через изображение внешности поэта. Эта внешность давала прекрасный материал. Иосиф Бродский был красив благородной мужской красотой, которая со временем только приобретала значительности. У него был магнетизм, привлекавший к нему людей. Харизма таланта.
Посмотрите на картину А. Ильичева (первая сверху). Художник изобразил только лицо Бродского, который смотрит на зрителя усталым и несколько отстраненным взглядом. Образ поэта, знающего тайны человеческого души... В картине Т.А. Кузьминой-Чугуновой мы видим Бродского, силой слова разрушающего стены, оставаясь при этом спокойным интеллигентом-очкариком с типичной внешностью американского профессора.
А Zhuzha в своем рисунке просто дарит Бродскому исполнение не осуществившегося желания - оказаться со своим любимым котом в родном Питере. Как известно, Бродский умер в США; не случилось того, что он предрекал в молодости: "На Васильевский остров я приду умирать". Таковы были зигзаги судьбы.
Дмитрий Быков недавно сказал, что он рад, что не знал Бродского лично. Потому что его образ в его глазах - образ поэзии, а не конкретного человека, который был порой ниже своего творчества. Соглашусь. О некоторых талантливых людях лучше не знать подробностей личной жизни, не вникать в их личностные качества. Об этом и Пушкин говорил, радуясь тому, что пропали дневники Байрона, и нельзя будет узнать, что тот был мелок и мерзок, "как мы".
Кстати, умиляет это пушкинское "как мы". Сам-то Александр Сергеевич отнюдь не был ни мелок, ни мерзок. Да, у него были недостатки, но в целом наш великий поэт был благородной личностью.
К сожалению, о Иосифе Бродском так не могу сказать. Эгоцентрик, неблагодарный эгоист, высокомерный, жестокий к близким... Да. Увы. Но величие его поэзии нивелирует все.
Почитайте еще на моем канале:
Нуждался ли Зигмунд Фрейд сам в помощи психоаналитика? Его фобии и комплексы.
Человек, которого надо бы забыть, но не получается: Герострат
Канал мужа:
Кина пока не будет (но потом все устаканится)
Источник