Была ли гибель Валерия Чкалова случайной
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Здесь я расскажу о легендарном советском летчике Валерии Чкалове, погибшем в 1938 году во время испытательного полета на новом самолете И-180.
К тому времени имя Валерия Чкалова было известно всему Советскому Союзу и также в других странах, особенно США. Знаменитым его сделали два рекордных перелета, названные "Сталинскими маршрутами" - на Дальний Восток и в США через Северный полюс. В 30-е годы прошлого века авиация была олицетворением новых технологий и зримым символом прогресса. Промышленно развитые страны соревновались на этом поле, а для Советского Союза успехи в авиации были еще и отличным пропагандистским подспорьем.
Путь Валерия Чкалова в авиацию был достаточно типичным для паренька из простой семьи. Впервые он увидел самолет, когда ему было 15 лет. Шел 1919 год, Россия была в огне гражданской войны. Валерий поехал в Нижний Новгород и поступил работать в 4-ый Канавинский авиационный парк, где участвовал в сборке самолетов. Через два года, будучи 17-летним, он начал учиться летному делу. В 1924 году Чкалов стал дипломированным военным лётчиком-истребителем.
Надо сказать, что, хотя его всегда характеризовали как человека спокойного, Валерий имел склонность к лихачеству и нарушению дисциплины.
Известен его трюк с пролетом под мостом, были и другие случаи безответственного лихачества и удальства. За это его два раза судили и приговаривали к реальным и условным срокам, но каждый раз удавалось избежать серьезного наказания. В народном же мнении эти его лихачества только прибавляли летчику популярности и вызывали симпатию.
Как специалист, Чкалов был, конечно, прекрасный. Он был смел, хладнокровен, умен, обладал качествами летчика-испытателя в полной мере.
В 1935 году у его друга и коллеги Георгия Байдукова появилась идея совершить рекордный перелет в США через Северный полюс, а командиром экипажа он предложить быть Чкалову. Но Сталин опасался неудачи и поэтому приказал лететь пока в Петропавловск-Камчатский, что и было успешно сделано. После этого перелета появились картины, изображающие встречу экипажа в подмосковном аэропорту.
Дело в том, что Сталин и члены правительства лично прибыли в аэропорт и встречали героических летчиков. Разумеется, этот момент был широко использован в пропагандистских целях.
А потом Чкалов с товарищами совершил и перелет в США. Слава летчиков тогда была сопоставима с известностью космонавтов в 60-е годы. Они были кумирами. На Чкалова обрушились награды, звания, не говоря о всенародной любви. Меж тем он продолжал свою работу в качестве летчика- испытателя.
В декабре 1938 года летчик был срочно отозван из отпуска ради испытательного полета нового самолета - И-180. Как это было принято в СССР, значимые новшества приурочивали к каким-то датам, и от всех работников требовали именно к дате дикими темпами завершить работу.
Это же произошло и с самолетом И-180. Его хотели торжественно сдать в эксплуатацию к ноябрьским праздникам, но было столько недочетов, что не успели. Теперь срок стоял - к Новому году. Специалисты видели, что самолет не готов к испытательному полету. Тем не менее, начальство настаивало, и был вызван именно Чкалов, как лучший летчик страны.
Дефектов самолета было много, но летчику все же удалось взлететь и сделать круг. Но во время посадки мотор заглох. Думаю, Чкалов бы посадил его все равно, но самолет повело на провода, после чего летчика выбросило из кабины, и он упал головой в валявшуюся на земле арматуру. Именно это стало смертельным для Валерия Чкалова.
Так что, я думаю, смерть великого летчика, с одной стороны, была случайной. Чкалов обладал таким мастерством, что мог бы посадить моторный самолет как планер. Однако, с другой стороны, трагический конец был неизбежен в тех условиях, в каких проходил полет.
Почитайте еще на моем канале:
Нуждался ли Зигмунд Фрейд сам в помощи психоаналитика? Его фобии и комплексы.
Человек, которого надо бы забыть, но не получается: Герострат
Канал мужа:
Кина пока не будет (но потом все устаканится)
Источник