"Точеных копий не обнаружено": ответ новгородцев на указ Военного приказа Петра I
Новые учреждения, которые создавал Петр Первый, их незнакомые названия, скопированные с иностранных, а также и новый язык, тоже густо замешанный на иностранных терминах, который сначала использовал сам царь-реформатор и его ближайшее окружение, а постепенно стали использовать и служащими создаваемых структур, нередко ставили в тупик русских людей, живущих далеко от столиц и заграниц, порождая весьма курьезные ситуации. Об одной из таких ситуаций рассказывалось в журнале "Русская старина" в небольшом сообщении "Курьезы из старинного рукописного сборника", опубликованном в 1873 году.
В феврале 1701 года Петр Первый создал новый орган военного управления - Военный приказ, объединив существовавшие до этого Приказы Иноземский, Рейтарский и Стрелецкий. Однако в официальной переписке нового учреждения оно могло именоваться по-разному: Приказ военных дел, Военный приказ, Приказ при генерал-комиссаре и даже военной коллегией (это название и было официально закреплено за новым учреждением, но только в 1719 году). И 17 марта 1701 года из недавно созданного Военного приказа в Новгород пришло письмо, в котором, помимо всего прочего, новгородским властям предписывалось
Новгородцы, получив сей указ, собрались по старинной традиции на сход и стали думать: что значит "военная коллегия", кто такой "Евстрат" и что такое "точные копии"?
Думали долго, пока кому-то из них не пришло в голову, что "военная коллегия" это, скорее всего, сестра ближайшего царского сподвижника князя Меньшикова Варвара (следует отметить, что сестер А. Меншикова звали Татьяна, Марфа и Анна). Согласившись с этой версией, новгородские власти отправили в Петерург следующий ответ:
Реакции князя Я. Долгорукого, возглавлявшего Военный приказ, на этот ответ и присланный с ним бердыш история не сохранила.
Как пьяный казак из пушки стрелял, можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник