О «маленькой лжи» и 70 сомнительных договорах «Росгосцирка»
Новые обстоятельства деятельности "Росгосцирка", его филиалов и руководства позволяют точнее соткать картину, где размах нарушений позволит говорить либо о "маленькой лжи", либо - о "большом недоверии"
Сегодня РИА «SM-News» расскажет о новых деталях взаимоотношений главы «Росгосцирка» в лице Владимира Шемякина с контрагентами организации и требованиями действующего законодательства.
Это продолжит наше исследование о том, насколько скрупулезно руководство российского циркового ведомства, как государственной организации выстраивало отношения с учетом государственных интересов.
Уже, например, озвучивались коллизии проблем с арендой цирковых помещений в Самаре, которая, собственно, и стала поводом для дисквалификации Владимира Шемякина, возможность многомиллионных трат на пиар и заключения ряда сомнительных рекламных договоров.
Внесем в информационное полотно новые штрихи.
НАЧАЛОСЬ ВСЕ В ВОРОНЕЖЕ
Мы уже рассказывали о тенденции, когда вопреки требованиям действующего законодательства без проведения конкурсных процедур и согласования с Министерством культуры РФ и Росимуществом возглавляемый Владимиром Шемякиным «Росгосцирк» сдавал в аренду помещения цирков для организации буфетов и торговли игрушками и сувенирами.
Прецедент в Самаре, который и стал основанием для последующего решения о дисквалификации главы российской цирковой компании, был не первым и не единственным.
Коснемся подробностей показательной истории в Воронеже. Там в октябре прошлого года прокуратурой Ленинского района проверила «Росгосцирк» на предмет соблюдения действующего законодательства об использовании государственного имущества, о противодействии коррупции.
Проверила и нашла основания направить Владимиру Леонидовичу представление от 31.10.2019 №2-2-2019.
Рассмотрев его Шемякин исходящим письмом №5982 от 29.11.2019 сообщил прокурору, что «Росгосцирком» была проведена
комплексная проверка договоров агентского типа и принято решение о их досрочном расторжении.
Кроме того, для исключения допущения таких нарушений впредь Шемякин анонсировал разработку корпоративного нормативно-правового документа, которым бы устанавливался порядок согласования с Минкультуры и Росимуществом и условия проведения конкурсных процедур при заключении договоров аренды федерального недвижимого имущества.
Глава «Росгосцирка» заявил, что предприняты «все меры, направленные на предупреждение возможности возникновения рассматриваемых нарушений».
Заместителя прокурора Ленинского района города Воронежа данный ответ удовлетворил.
Я, МЫ, ЗЕМЛЯКИ
Сказать, не значит сделать.
Несмотря на «меры, направленные на предупреждение возможности возникновения рассматриваемых нарушений», указанные выше договоры не только не были досрочно расторгнуты, но и вскоре заключены новые. Например, 22 октября и 9 декабря с земляком Шемякина, выходцем из Тулы ИП Александровым С.В.
Самое интересное, они был точно такие, как прежние: эти гражданско-правовые договоры агентского типа на организацию буфетной деятельности в Воронежском государственном цирке.
Циничность ситуации заключается в том, что новый договор с индивидуальным предпринимателем Александровым был заключен во время проведения прокурорской проверки…
Есть данные, что в общей сложности с этим бизнесменом с октября 2019-го года по март 2020 года заключено 10 договоров.
В их числе. и договор №22 от 21.02.2020 года на организацию буфетной деятельности в Тульском государственном цирке. Его, кстати, цирковое ведомство не представило к проверке Мещанской межрайпрокуратуре, о чем свидетельствует представление №7-1-2020 от 29.05.2020.
Намеренно ли Шемякин вводил прокуратуру в заблуждение, обещая больше не нарушать закон, или сыграла роль несогласованность в действиях подчиненных главы «Росгосцирка», сказать пока сложно.
НИЧЕГО НЕ ВИЖУ — НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ?
История с Самарой закрутилась уже после Воронежа.
29 ноября, когда Шемякин докладывал заместителю прокурора Ленинского района города Воронежа о проведенной проверке, о досрочном расторжении договоров, о подготовке нормативно-правового акта и мерах, направленных на предупреждение
возможности возникновения нарушений действующего законодательства об использовании государственного имущества, прокуратурой Ленинского района города Самары было направлено Шемякину представление об устранении нарушений законодательства о государственной собственности №ИсАкт206-07-26-2019/4349.
Самарские прокуроры выяснили, что «Росгосцирк» в лице директора филиала «Цирк сервис» Маргариты Стасик, как мы уже упоминали, родной сестры гражданской жены Владимира Шемякина, заключил договор с ООО «Галактика» №76/2019 от 15.10.2019 года на организацию комплексных культурно-досуговых услуг в Самарском цирке. Этот договор надзорным органом был классифицирован как арендный.
И в Самаре прокуратура потребовала от Владимира Шемякина принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, не допускать подобных нарушений впредь.
По устоявшейся практике, благо опыт с Воронежем уже был, Шемякин ответил прокурору Ленинского района, доложив, что все нарушения устранены и меры предприняты.
А 9 декабря 2019 года «Росгосцирк» заключил и с ООО «Галактика» новый, но точно такой же гражданско-правовой договор агентского типа, на организацию буфетной деятельности в Самарском государственном цирке.
Таким образом, в октябре 2019 года Шемякиным было получено первое представление прокуратуры, в котором содержалось требование не допускать нарушения действующего законодательства и не заключать договоры на организацию буфетной деятельности и торговли игрушками без согласования с Минкультуры РФ и Росимуществом и без проведения конкурсных процедур, поскольку указанные договоры предусматривают переход прав владения либо пользования государственной недвижимостью.
Ну, а дальше завертелась уже достаточно полноценно освященная в СМИ история с отстранением и дальнейшим возвращением на место.
СКРЫТАЯ АРЕНДА
РИА «SM-News» отмечало, что в надзорном органе после анализа договоров «Росгоцирка» сочли их свидетельством умышленного нарушения части 1 статьи 296, части 1 статьи 297 ГК РФ, части 1 статьи 19 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Мещанской межрайонной прокуратурой города Москвы по итогам проведенной проверки исполнения федерального законодательства ФКП «Росгосцирк», Владимиру Леонидовичу Шемякину было направлено Представление №7-1-2020 от 29.05.2020 об устранении выявленных нарушений законодательства о государственной собственности, в котором вновь шла речь о незаконном распоряжением федеральным имуществом, закрепленным за предприятием на праве оперативного управления, путем заключения договоров на организацию в цирках буфетной деятельности и торговли игрушками, снова было указано на необходимость принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений.
Шемякин снова согласился с доводами прокуратуры и признал, что имела место «скрытая аренда». В письме с исх. №2858 от 19.06.2020 года он отчитался об устранении нарушений и принятии мер по недопущению подобных нарушений впредь… и даже направил копии соглашений о расторжении договоров на организацию в цирках буфетной деятельности и торговли игрушками.
Интересно, что эти договора были расторгнуты не во исполнение требований прокуратуры, в по иным обстоятельствам. Там был предусмотрен срок действия — с 14 марта по 20 апреля 2020 года. Фактически в цирках были проведены представления 14 и 15 марта, а с 17 марта 2020 года деятельность по показу цирковых представлений была приостановлена в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Таким образом, договоры были расторгнуты в том числе из-за закрытия цирков в период пандемии, а не из-за волевого решения руководства «Росгосцирка» по пресечению нарушений закона.
То есть, только весной этого года «Росгосцирком» на безвозмездной основе были переданы права пользования федеральным имуществом для осуществления предпринимательской деятельности 15 индивидуальным предпринимателям в 15 государственных цирках.
Есть данные, что с октября 2019 по март 2020 года ведомством Владимира Шемякина было заключено 70 договоров на организацию буфетной деятельности и торговли игрушками в филиалах, предусматривающие переход прав пользования федеральным недвижимым имуществом, без конкурсных процедур и без согласования с Минкультуры РФ и Росимуществом.
Не исключено, что это просто совпадение: филиалы «Росгосцирка» находятся в разных городах и регионах, а в прокуратурах увы могут быть сложности с межведомственным обменом информацией.
Но, может быть, и нет — с учетом практики заключения новых договоров спустя короткое время после признания в незаконности.
РИА «SM-News» писало, в марте 2020 году Владимиру Шемякину было внесено представление об устранении в ФКП «Росгосцирк» нарушений требований бюджетного законодательства после того, как надзорный орган проанализировал ряд обращений с мест и данные Счетной палаты Российской Федерации.
Надзорный орган выяснил, что в 2019 году Минкульт России предоставил «Росгосцирку» бюджетную субсидию в 1,4 миллиарда рублей на текущие расходы, ремонт и содержание зданий и сооружений, обеспечение противопожарной безопасности, создание новых цирковых и обновление имеющихся, в том числе, и с учетом МТО, возмещение произведенных затрат при оказании услуг.
Финансирование цирковым ведомством было освоено не полностью. Кроме того, возглавляемая Владимиром Шемякиным организация не выполнила требования предоставления государственной субсидии. Они пытались выкрутиться, сославшись на закрытие цирков в Челябинске и Красноярске для капремонта.
Но прокуратура эти доводы отмела, заявив, что закрытие двух цирков в условиях соглашения о предоставлении бюджетных денег было учтено и на выполнении показателей не сказалось.
Есть народная мудрость: «Маленькая ложь порождает большое недоверие». Удастся ли в «Росгосцирке» избежать дальнейшей лжи, пойдет ли разговор о доверии и недоверии, покажет время…