Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Здесь я расскажу о великом русском, советском композиторе Дмитрии Шостаковиче. Я намеренно назвала его и русским, и советским композитором, так как, с одной стороны, ему выпало всю свою сознательную жизнь прожить в СССР и подлаживаться к советским условиям, а с другой стороны, его творчество встало в один ряд с творчеством великих русских композиторов, внесших вклад в мировую культуру.
Образ Шостаковича художники отражали многократно. Притом есть графические и живописные работы, где композитор изображен еще очень юным, затем в молодые и зрелые годы и, наконец, уже больным, за несколько лет до смерти. В этих работах можно проследить, конечно, как с возрастом менялся облик Дмитрия Дмитриевича, но главное - видно, что в основном он совершенно не изменился. Такой же острый, пронзительный взгляд из-под очков, неулыбчивое, сосредоточенное выражение лица.
В сюжетных картинах чаще всего показан самый известный эпизод из жизни композитора - его работа над 7 симфонией в осажденном Ленинграде.
Родившись в музыкальной семье (отец - певец, мать - пианистка), Шостакович рано начал сочинять музыку. Известно, что первые опусы появились в 9 лет. Однако забавно, что наставник Рахманинова Александр Зилоти не нашел в мальчике никакого таланта и посоветовал ему не думать о композиторстве. Так что судьба вундеркинда Диму миновала. Тем не менее, он продолжал заниматься музыкой, чувствуя в ней свое призвание.
Когда он был уже известным композитором, ему ставили препятствия для творчества, и совет бросить все к чертям, чтобы не злить власти, он получал не раз.
Невзирая на обрушившуюся после "Ленинградской симфонии" славу, жизнь Шостаковича не была легкой и приятной. Ему буквально приходилось балансировать над пропастью. С одной стороны, он хотел творить так, как ему хотелось, в той манере, какая ему была близка, но, с другой стороны, надо было как-то подлаживаться к требованиям властей, которые в тоталитарном обществе всегда очень жесткие.
Официальная критика во времена Сталина означала, что композитору объявлен бойкот. После статьи, где Шостаковича обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве», «пресмыкательстве перед Западом» и в профнепригодности, ему перестали заказывать музыку, перестали исполнять его вещи, уволили из консерватории, где он преподавал. И это было в 1948 году, когда слава Шостаковича стала всемирной!
Даже если раньше о композиторе знали в других странах, это не была широкая известность. Но после того, как 7 симфония стала символом борьбы с фашизмом и памятником мужества защитникам Ленинграда, популярность Шостаковича стала воистину всемирной славой. И на этом фоне в СССР он подвергся остракизму.
В 30-е же годы, когда шли массовые репрессии, некоторые родственники и друзья композитора были арестованы, и он сам жил в постоянном ожидании ареста. Собранный в тюрьму чемоданчик стоял у дверей.
Именно на этом фоне он задумал и начал писать свою 7 симфонию, впоследствии названную Ленинградской. Темой этого произведения были тоталитаризм и противостояние ему. Притом речь шла не о Германии. Или можно сказать, не только о Германии. Но тут началась война. Дмитрий Шостакович поначалу оставался в Ленинграде и продолжал работу над симфонией. В музыку ворвалась тема нашествия.
Общеизвестна история того, как ее исполняли в блокадном городе. Это событие стало символом мужества защитников Ленинграда. Пропагандистский смысл события был огромен, и власти воспользовались этим. Партитуру быстро распространили по всему миру.
А композитор работал уже над 8 симфонией. Помню, как я слушала ее в Большом зале филармонии в Питере. Мощная, весьма мрачная вещь. Она тоже была закончена во время войны, но была раскритикована именно за мрачность и надолго закрыта для исполнения. Конечно, 7 симфония стала легендой, но по глубине проникновения в суть эпохи 40-х годов и уровню обобщения 8 симфония кажется мне более значимой.
Шостаковичу приходилось выполнять официальные заказы и писать вещи, в которых он старался держаться советских канонов. Так, он писал музыку к кинофильмам, участвовать в конкурсе на написание гимна СССР. Но в целом его творчество - это пример того, как в условиях жесткого давления художник может сохранить внутреннюю свободу и творить так, как ему подсказывает талант.
Почитайте еще на моем канале:
Нуждался ли Зигмунд Фрейд сам в помощи психоаналитика? Его фобии и комплексы.
Кем стал юноша, изображенный на картине "Купание красного коня"
Канал мужа:
Кина пока не будет (но потом все устаканится)
Источник