В праздник Угинде марийцы пекли новый хлеб
Хлеб – всему голова: В «Праздник нового хлеба» народ мари готовил обрядовые блюда.
Сегодня можно довольно часто услышать фразу: «Не хлебом единым». Возможно, это утверждение верно, если не задумываться об истинной цене этой пищи.
Давным-давно люди говорили: «Хлеб – всему голова». Дело в том, что в старину данный продукт считался священным символом еды. Не зря же веками народ складывал о нём поговорки, поэты воспевали в своих стихах, а художники изображали его на своих полотнах.
Сегодня РИА SM-News предлагает отправиться в колоритное путешествие и познакомиться с праздником коренного народа Республики Марий Эл, который связан с хлебом.
Газета Морко мланде
Уникальный праздник
Хотя по календарю в августе ещё царит лето, но прохладные ночи говорят о скором приходе осени. Значит, пора задуматься о сборе урожая.
В последний летний месяц народ мари отмечает Угинде, или Праздник нового хлеба. Данное торжество являлось началом цикла обрядов, которые связаны с осенней уборочной деятельностью, среди которых жатва, обмолот хлеба и другие работы.
Главный его замысел состоит в благодарении Ош Кугу Юмо (верховное божество марийского пантеона – прим. ред.). Главному богу не только выражали признательность за новый урожай, но и хотели получить покровительство в создании запасов продовольствия.
Газета Морко мланде
Печь хлеб и варить пиво
Для коренных жителей Республики Марий Эл Праздник нового хлеба действительно имел важное значение.
Об этом свидетельствует тот факт, что торжество проходило в каждом доме как семейное моление. В нём участвовали все члены семьи. Причём проведение этого события относилось к обязательным церемониям.
Во время Угинде марийцы пекли хлеб из новой муки и варили пиво. Его отличительная особенность состояла в то, что старший член семьи на краю чаши с зерном поджигал огниво.
В Республиканском центре марийской культуры рассказали о значении данного ритуала. Как оказалось, таким образом люди благодарили высшие силы за поддержку, а также просили благоприятной погоды, благословения на будущую жатву и, конечно, здоровья близким.
Между прочим, традиционно первый кусочек хлеба отламывал человек, у которого, как считали, имеется Перке (изобилие, достаток – прим.ред.). Только после этого пищу пробовали остальные люди.
Газета Морко мланде
Костёр, каша и хлеб
Каждое самобытное празднество отличается особенными обрядами. Какие обычаи соблюдал народ мари в Праздник нового хлеба? В некоторых деревнях коренные жители проводили жертвоприношение в священной роще в честь Перке Юмо – бога изобилия.
Что касается горных марийцев, то в Угинде они ходили в церковь, чтобы помолиться и освятить новое зерно и хлеб.
Кроме того, местные жители разводили недалеко от гумна костёр. После этого они бросали в огонь кашу и хлеб, которые предназначались для бога. Затем люди читали молитву и угощали друг друга обрядовой едой.
При этом до совершения данного обряда народ мари воздерживался от потребления нового хлеба. Дело в том, что они верили, что это является грехом, т.е. без моления не только испекать новую пищу, но и кушать её.
Как известно, марийцы – это очень музыкальный народ. Наверное, именно с этой их особенностью связано то, что в ходе исполнения ритуала они и пели, и танцевали.
Также при помощи сигнальных духовых инструментов — рогов тӱкӧ и труб пуч – люди звали на праздник соседей и родственников. Ещё коренные жители Республики Марий Эл загадывали загадки и приговаривали прибаутки и пословицы.
Одно из важных направлений Угинде — культ предков. Суть в том, что это третий праздник в году, который сопровождался поминовением праотцов — тоштымарий пайрем.
Газета Морко мланде
Сохраняя наследие предков
Празднуют ли сегодня хлебное торжество? Или Праздник нового хлеба уже стал страницей истории? Народ мари бережно чтит свою культуру и традиции, поэтому Угинде проходит и в наши дни.
Это событие широко отмечается в Моркинском районе. Здесь устраивают народные игры: поднятие мешка с зерном, вязание снопа, сбивание масла старинным методом.
В августе 2019 года одним из запоминающихся конкурсов стала «Обрядовая каша». Суть состязания заключалась в том, чтобы, с одной стороны, приготовить блюдо, а, с другой стороны, объяснить обряд приготовления национальной ритуальной каши.
На открытом костре приготовили кашу из свежего зерна, а жрецы Марийской традиционной религии провели ритуал её освящения.
Отметим, что на мероприятие приехали гости не только из муниципалитетов Республики Марий Эл, но и из соседних регионов. Например, в прошлом году частью торжества стали жители Татарстана, Башкирии, Удмуртии и Кировской области.
Вместе с тем в последние годы в октябре Угинде проходит в Йошкар-Оле как межрегиональный фестиваль марийской культуры.
По данным Республиканского центра марийской культуры, этнопраздник объединяет хранителей старинных и авторов современных рецептов марийского хлеба.
Кстати, два года назад в ходе этого мероприятия состоялся кулинарный поединок по лепке подкогыльо (традиционное праздничное блюдо из пресного ржаного или пшеничного теста с различными начинками, которое похоже на вареники – прим.ред.).
sovetnational.ru
Символ жизни
Обладает ли каким-то особым значением хлеб в жизни народа мари? Безусловно! Эта пища выступает в качестве символа жизни, благополучия и изобилия.
Доказательством этому служат разные направления повседневного и обрядового поведения местных жителей.
Например, когда марийцы занимаются выпечкой свежего хлеба или блинов, то обычно первые три блина посвящены высшим силам. Ещё один аргумент – ни одна церемония не проходит без этого продукта.
Кстати, знаменитый бездрожжевой хлеб на закваске «Легенда Мари», который три раза одерживал победу на главной российской агропромышленной выставке «Золотая осень», разработан на основе старинных рецептов бабушек из Моркинского района Республики Марий Эл.
pixabay
Хлеба и зрелищ
Знаете ли вы, что данный продукт относится к одним из старейших? По данным историков, «рождение» этой еды произошло в неолите. Первый хлеб был похож на запечённую кашицу, которую готовили из крупы и воды.
Между прочим, продукт из дрожжевого теста появился в Египте, потому что в этой местности царили благоприятные условия для роста пшеницы.
Потомки раннего хлеба производят и сегодня из различной крупы по всему земному шару. Это и мексиканская тортилья, и индийский чапати, и китайский poa ping, и шотландская овсяная лепёшка, и североамериканская кукурузная лепёшка, и эфиопская инжера.
А вот популярный сегодня хлеб в нарезке появился на другом континенте. Его отцом считается американский изобретатель и инженер Отто Фредерик Роведдер, который в 1912 году начал трудиться над механизмом, умеющим нарезать хлеб. Однако только через шестнадцать лет нарезной продукт полюбили покупатели.
—
Текст подготовлен по материалам О.А.Калининой. Марийские праздники. Марий пайрем-влак, а также Н.В.Мушкиной «О марийском празднике «Угинде».