«Владивостокская крепость» хочет спасать признанное и признавать забытое
Год назад Владивосток получил удивительный подарок. По поручению президента РФ Владимира Путина был создан музей-заповедник «Владивостокская крепость». Важное событие не только в жизни Приморья, но и России. Во главе угла – сохранность уникального памятника истории и архитектуры — Владивостокской крепости.
О Владивостокской крепости можно говорить долго. много и интересно. На сегодня это самая большая военно-морская крепость в мире. И это не только комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенный в конце XIX — начале XX века во Владивостоке и его окрестностях. Это еще инфраструктура, бытовые объекты. Город в городе: форты, капониры, батареи, погреба, колодцы, казармы, кладбища, госпитали, здания инженерных служб, дома руководства крепости и пр. Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами (шоссейные, канатные и узкоколейки) и подземными кабелями связи.
Объектов много. Надо навести порядок. Не в смысле «покрасить и почистить» на первом этапе, а присвоить статус, занести в реестр.
«Есть официальный реестр памятников, куда вносятся объекты – по факту сегодня в этом реестре их 90. И здесь очень важно — считать только объекты с пушками? Или все? Ведь остальные объекты обеспечивали жизнедеятельность крепости. И сегодня добрая сотня из них имеет шанс на спасение. Судьба же остальные очень сложная и непростая. И с точки зрения российского законодательства шансов на вторую жизнь у многих объектов просто уже нет», — считает директор музея-заповедника Виктор Шалай.
Свою миссию это учреждение видит в двух направлениях. Первое – музеефицировать те объекты, которые уже признаны памятниками. А вторая – спасать те, что еще не признаны памятниками, но у которых есть шанс «остаться в живых». К примеру, на острове Русский или на острове Елены есть заброшенные объекты крепости. Когда-то они кому-то принадлежали, а сегодня они забыты, у них нет статуса. Предприимчивые дельцы грабят, срезают металл, сдают, обогащаются, лишают будущие поколения истории. Тут даже участковому жалобу не написать, т.к. объект бесхозный….
Собрать из этих объектов-пазлов единую картину — дело не из легких. Какие-то объекты принадлежат Министерству обороны, что-то находится в ведомстве Министерства культуры, есть у города, что-то вообще бесхозное. И как отметил Виктор Шалай, задача музея–заповедника – спасать признанное и признавать забытое.
Так что первый год работы учреждения прошел в пучине нормативной реальности – не может огромный массив имущества одним движением руки сменить собственника. А еще это экспертизы, суды, диалог с арендаторами, собственниками. И в приоритете – не создание зон показа, не экскурсии, а вывод объектов в законодательное поле.
На территориях ряда этих объектов музей-заповедник готовится начать музейную деятельность от проведения просветительских мероприятий, выставок, мастер-классов до обустройства различных рекреационных зон, где объекты будут выглядеть достойно. И в этом случае речь идет об охране, обслуживании, создании санитарных зон. Ведь не бегать же гостям в кусты по малой нужде? Т.е. чтобы не только рассказывать об истории, но и показывать ее в достойных условиях.
Сегодня владивостокцы знают о наличие крепости в городе, туркомпании делают этот объект одним из важных аргументов при позиционировании города в различных турах, как для российских, так и иностранных туристов. Но в реалии горожане не догадываются, что очень часто рядом с домом, в соседнем дворе расположен объект крепости. Как, этот кусок бетона и замурованный подвал – часть крепости?! Хотелось, чтобы горожане понимали, что эта крепость больше чем Кронштадт, что это больше, чем люди строили на планете, это мощь инженерной мысли, профессионализм строителей. Пока же разговоры о величии и масштабности крепости никоим образом не соответствуют величию этого памятника. Говорят, что Владивостокская крепость может стать круче, чем великая китайская стена! Может. Но надо приложить силы, знания, и время.
Одним из первых объектов Владивостокской крепости, официально переданный в ведение государственного музея, стал форт Поспелова на острове Русский. За это время к форту успели сделать вполне приличную дорогу, организовать внутри объекта навигацию, разместить рядом с капонирами, потернами, пороховыми погребами щиты-указатели с информацией. А после снятия ограничений каждые выходные здесь силами экскурсоводов музея-заповедника проводятся экскурсии. А еще здесь проходят фестиваль «Музыкальный пикник на форте Поспелова» и «Детские дни», когда для ребят проводят экскурсии, ведут по подземным ходам, рассказывают о роли крепости в истории государства. А еще каждые выходные августа на форте Поспелова профессиональные тренеры проводят для всех желающих занятия спортом и йогой.
Сейчас в оперативное пользование музея-заповедника перешел форт № 1. Интерес к этому объекту огромный. Одно время, лет восемь назад, диггеры и блогеры писали, что на объектах форта побывало вандалы, успели срезать кое-где двери, военные смотрели на это сквозь пальцы. В настоящее время форт занят Минно-торпедным управлением ТОФ под склады боеприпасов, является запретной зоной и недоступен для осмотра. Группа туроператоров Владивостока стала первыми посетителями этого режимного военного объекта. На территории чисто, впереди маячат перспективы благоустройства. В следующем году форт должен уже «выйти в люди».
«Грустно признаваться, но даже выкосить траву не хватает людей. Объявляется тендер, а людей нет на первичное благоустройство. А ту же полынь если не косить по «молодости», тор через несколько лет ее придется рубить как деревья. А еще очень важны обработка территории от клещей и змей. Это и благоустройство территории, и безопасность пребывания людей», — отметил Виктор Шалай.
Интересный момент – наполняемость объектов. Кто-то настроен почувствовать атмосферу через создание экспозиции, показывающей жизнь тех, кто находился в крепости – интерьеры, оружие, форма, ростовые фигуры и пр. По мнению Виктора Шалая – это лишнее. При высокой влажности размещать в тоннелях артефакты было бы кощунственно. Создавать интерьеры из псевдо-предметов – это ниже достоинства музейных работников. Создавать из пластика ростовые куклы инженеров, командиров, начальников бригад – это некорректно по отношению к людям, оставившим такой мощный след в истории.
И не беда, что крепость фактически не сделала ни одного выстрела. Рассказывая представителям турбизнеса об истории крепости, особенностях Форта№ 1, о подготовке инженеров, экскурсовод музея-заповедника «Владивостокская крепость» Лариса Дударовская привела в пример слова историка и теоретика русского флота, генерал-майора Николая Лаврентьевича Кладо. Этот русский инженер сказал: «Морская крепость, которой за все время существования не придется сделать ни одного выстрела по неприятелю, который сочтет невыгодным штурмовать ее, зная о ее силе, – наилучшим образом исполнит свою задачу». И Владивостокская крепость свою боевую задачу полностью выполнила: так никто и не напал.
Хотя по рекомендации и Ларисы Дударовской, и Виктора Шалая, на самом деле, начинать знакомство с Владивостокской крепостью лучше всего с посещения залов музея-заповедника на Петра Великого, 6. Там представлена экспозиция «Владивосток. Время крепости», где показана значимость этого объекта в жизни и истории города, где можно узнать о людях крепости – инженерах, строителях, пехотинцах, телеграфистах, минерах, медиках, увидеть предметы быта, награды, документы. За год здесь сформирована коллекция почти из 1,5 тысяч экспонатов. И поиск артефактов продолжается каждый день.
Но очень болезненная тема на сегодня – это вандализм. И лучшее, что могут сделать горожане для сохранения крепости — это не разворовывать ее. Это касается тех, у кого автогены и машины, кто принимает металл.
«Это не жизнь, это — воровство. Воруют, продают, отвозят куда-то в Китай на продажу и любят упомянуть о себе, как об ответственных гражданах своей страны. Это низко. Когда их жизнь будет подходить к концу, пусть восполнят, что жили на деньги с ворованных оград с кладбища, с уничтоженных памятников. Мы не собираемся попустительствовать вандалам и грабителям. Будем доводить до суда. И вряд ли они смогут доказать, почему задержаны с козырьком начала 20 века в руках. Чтобы почивали не на лаврах на зарубежных курортах, а держали ответ перед прокуратурой. И отступать мы не намерены», — подчеркнул Виктор Шалай.
Промелькнуло еще одно интересное предложение на перспективу. Крепость, несмотря на свой монументализм , сезонно зависима. Где-то заросли багульника, где-то в мае все усыпано ландышами. Музей-заповедник с радостью примет в свои «объятия» ландшафтных дизайнеров, которые смогут подчеркнуть эти природные достоинства. Взять тех же соседей – японцев. Там каждая префектура предлагает туристам календарь цветения – рапс, сакура, тюльпаны, камелия, глициния, подсолнухи, лаванда… В принципе, этот же подход можно использовать и на фортах, показать, что, где и когда расцветает, тем самым повысив привлекательность отдыха горожан и гостей города.
За первый год музеефикации принято 8 объектов для их реставрации, реконструкции, реновации и открытия. Впереди еще большой объем работы.
«Владивостокская крепость – это многие гектары территории, памятники федерального значения, которые, если получится, мы попробуем сделать объектом всемирного наследия ЮНЕСКО», — подвел черту под своим рассказом директор музея-заповедника Виктор Шалай
Источник