Россия / 27 август 2020

Код на молоко: чем грозит введение обязательной маркировки

Код на молоко: чем грозит введение обязательной маркировки

В России с 20 января 2021 года планируется внедрение обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации. Авторы инициативы считают, что это позитивно отразится на качестве продуктов. Однако у молокопереработчиков иная позиция: введение маркировки грозит существенными финансовыми убытками для заводов, а некрупным предприятиям – прекращением деятельности.  РИА «SM-News» собрало мнения и прогнозы производителей.  

Потери и убытки

Молокопереработчики Адыгеи не готовы к введению обязательной маркировки, уверен председатель Союза производителей адыгейского сыра Мурат Тлюстангелов.

«Мы объективно не готовы. И уже сейчас можем спрогнозировать проблемы, с которыми придется столкнуться. В первую очередь – это существенные финансовые затраты, которые неминуемо отразятся на себестоимости: на килограмм сыра – более 5 рублей. Не считая затрат, которые заводы понесут на приобретение оборудования, обучение специалистов», — сказал Мурат Тлюстангелов.

Для небольших производств по объективным причинам себестоимость вырастет еще более значительно.

«У нас маленькое предприятие, и если на крупном заводе рост составит порядка 5 рублей, то у нас – все 35. Плюс – много небольших молочных производств в сельской местности, где ощутим дефицит кадров – технологов, лаборантов. Кто будет работать на этом оборудовании – тоже большой вопрос», — прокомментировал руководитель фирмы «Традиции Юга» Константин Деркачев.

По предварительным оценкам, для ведущих предприятий молочной отрасли Адыгеи расходы на приобретение оборудования и программного обеспечения составят до 6 миллионов рублей на 1 линию, а расходы на маркировку — до 1 миллиона рублей в год. Для небольших производств это сложновосполнимые убытки.

«Мы попытались оценить, во сколько нам обойдется внедрение этой системы. Один маркиратор будет стоить от 15 до 30 тысяч евро. Не зависимо от размера предприятия должен быть установлен дублятор. То есть озвученную сумму умножаем на два. Добавьте сюда программное обеспечение, обучающие курсы (сейчас предложения — от 30 до 100 тысяч рублей на человека). В итоге нужно вложить порядка 5 млн. рублей. К примеру, у маленький организации норма прибыли – 100 тысяч рублей в месяц. В условиях такой доходности и рентабельности есть ли экономическая целесообразность все это внедрять? Проще будет закрыться. Есть ли уверенность в том, что человек благодаря внедрению этой новой системы получит качественный товар? Нет. По сути, маркировка – это цифровой код с информацией, которая есть на этикетке. К чему еще это может привести? К уходу производителей «в тень», — говорит директор молкомбината «Красноульский» Анзор Потоков.

Дубляж «Меркурия»

Несколько лет назад в стране начала действовать информационная система «Меркурий», которая позволяет контролировать качество продукции от фермы до полки. Молокопроизводители сумели успешно внедрить эту систему в работу и уверены, что маркировка будет просто дублировать уже существующие механизмы контроля.


«Когда мы столкнулись с «Меркурием», нам нужно было в сжатые сроки перестраивать работу. Было много проблем и ошибок, которые и сейчас порою возникают – с учетом того, что программа очень быстро обновляется и совершенствуется. Но в случае с молочной продукцией и коротким сроком годности никаких промедлений допускать нельзя. Поэтому если ко всему этому добавится еще и маркировка, может случиться полный обвал», — комментирует представитель отрасли.

Председатель региональной организации «Союз фермеров Адыгеи» Аслан Дзехохов подтвердил, что бизнес, особенно малый, испытывает сейчас серьезные финансовые нагрузки. В частности, это — последствия пандемии коронавируса. Внедрение обязательной маркировки однозначно усугубит положение предпринимателей.

«Сегодня на бизнес ложится огромная нагрузка. Но с другой стороны – есть бренд адыгейского сыра, есть нормы и требования, которым нужно соответствовать. И если все же решение о введении маркировки будет принято окончательно, будет справедливо предусмотреть хотя бы субсидирование государством части затрат. Иначе бизнес просто не выживет», — сказал Аслан Дзехохов.

Руководство Адыгеи услышало производителей и направило председателю правительства РФ обращение за подписью главы региона с предложением совершенствовать контроль за качеством без введения обязательной маркировки — просто расширив функционал уже действующей системы «Меркурий».

«Мы однозначно выступаем за качество! У нас есть бренд «Адыгейский сыр» — наша визитная карточка. Эта продукция открывает для молокопереработчиков возможности для развития. В обращении мы предложили доработать систему «Меркурий», которая делает прозрачным движение продукции на всех этапах. Но от маркировки, которая по сути дублирует уже существующие механизмы, отказаться. Тем более это может ударить не только по предприятиям, но и по социально незащищенным слоям населения, поскольку молочная продукция относится к товарам первой необходимости. Мы постараемся сделать так, чтобы нас услышали», — прокомментировал министр сельского хозяйства Адыгеи Анзаур Куанов.

По его словам, с подобными инициативами выступает еще ряд регионов страны.


Особенно остро этот вопрос чувствует в период пандемии, когда в целом в стране и мире идет спад экономики. Дополнительные инфляционные поводы могут спровоцировать рост цен на продукцию, а бизнесу принести новые проблемы, граничащие с полным прекращением деятельности. Тем более пищевая промышленность не вошла в перечень видов экономической деятельности, в отношении которых в связи с ситуацией по коронавирусу предусмотрены меры поддержки.

В Адыгее производство молочной продукции обеспечивает значительную часть региональной экономики. Республика защитила бренд «адыгейского сыра», и теперь его поставки по всей стране возможны только с предприятий региона. С 2012 года сыры, произведенные в Адыгее, экспортируются в Германию, ОАЭ, америку. Рост себестоимости продукции негативно повлияет на её конкурентоспособность на зарубежных рынках. А это в свою очередь приведет к сокращению экспортных поставок. В целом внедрение системы маркировки может поставить под вопрос будущее этого сектора.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031