Жизнь / История / 31 январь 2019

Мифические образы еминэжа, нэгучицы, усэрэжа и цэ1унэжа в адыгском героическом эпосе «нартхэр»









Рассматриваются мифические образы Еминэжа, Нэгучицы, Усэрэжа и ЦэГунэжа. Исследуются художественные особенности этих образов, их отображения в нартском эпосе. Хотя в нартских повествованиях они представлены не широко, но данные образы наглядно показывают мифические представления древних адыгов, их мировосприятие. Еминэж, Нэгучица, Усэрэж и Цэ1унэж наличествуют и в других жанрах адыгского фольклора, наполняют его богатым воображением, колоритным содержанием. Исследование мифических образов нартского эпоса Еминэжа, Нэгучицы, Усэрэжа и ЦэГунэжа обогащают всю адыгскую мифологию.

Ключевые слова:Еминэж, Нэгучица, Усэрэж, Цэ1унэж, нарты, мифологический образ, Сэтэнай гуащ, Саусэрыко, дуплет благо, Чанщэрэх, Пэнын.


Mythical images of Еминэжа, Нэгучицы, Усэрэжа and ЦэГунэжа are examined. The artistic features of these images, and their representation the Nart Epos are studied. Although they are not represented widely in the Nart narratives, but these images illustrate the mythical notions of the ancient Circassians, their perception of the world. Еминэж, Нэгучица, Усэрэж and Цэ1унэж are represented in other genres of Circassian folklore, filling it with rich imagination, intriguing content. The study of the mythical images of the Nart Epos Еминэжа, Нэгучицы, Усэрэжа and ЦэГунэжа enriches all Adyghe mythology.


Keywords: Еминэж, Нэгучица, Усэрэж, Цэ1унэж, Narts, mythologicalimages, Сэтэнайгуащ, Саусэрыко, doubletbenefit, Чанщэрэх, Пэнын.


К интересным мифическим образам адыгского героического эпоса «Нартхэр» относятся Емынэжъ (Еминэж), Нэгъуч1ыц (Нэгучица), Усэрэжъ (Усэрэж) и Цэгунэжъ (Цэ1унэж).


Еминэж


Несомненно, самым грозным и сильным среди них является Еминэж. Это один из опаснейших врагов нартов, иногда его имя упоминается в сокращенной форме Емин. Он, в отличие от других мифических образов, не имеет четких очертаний.


Еминэж обладает способностью перевоплощаться во что угодно, он обладает атрибутами и благъо (благо) — дракона и иныжъа (иныж) — великана. Это побудило адыгского фольклориста А. Шортанова считать Еминэжа «своеобразным дуплетом благо»1. Однако мы считаем, что Еминеж имеет больше сходств с иныжами, нежели с благо. Ведь в эпосе благо почти всегда зооморфное чудовище, не обладающее ни человеческим обликом, ни речью, а Еминэж обладает и речью и способностью принимать облик человека.


Так, в нартском предании «История рождения Орзэмэса и Имыса» мы встречаем Еминэжа в облике глубокого и слепого старца, который приходит к Сэтэнай гуащ, чтобы хитростью забрать у нее волшебное яблоко. Он знает, что любой, кому посчастливится отведать хоть кусочек этого яблока, вновь становился молодым.


«— Ноги меня уже не держат, — сказал Еминэж Сэтэнай, — глаза не видят, в голове нет уже острого ума, сердце очерствело, жить мне осталось мало. Посоветуй мне. Ты думаешь, я не знаю волшебных качеств твоего большого яблока?!


— Мое большое яблоко тебе не поможет, — ответила Сэтэнай гуащ, — ты много зла сделал людям.


— Если оно не может мне помочь, пусть и оно вам не помогает, — сказал себе Еминэж и в один из ночей вырубил дерево. Если бы оно было у нартов, ныне они бы здравствовали...»2.


Как видно из нартского предания, Еминэж смог помешать всему нартскому роду и лишить их будущего. Он всегда стремился украсть у них и семена проса. Пока бог плодородия Тхьагъэлыдж (Тхагелидж) был сильным, Еминэж боялся приближаться к семенам, но с годами Тхагелидж постарел. Тогда он собрал нартов и отдал людям просо и предупредил, чтобы «семена не показывали ни Еминэжу, ни Це1унежу». Однако старуха-всезнайка Це1унеж догадалась о местонахождении медного амбара с семенами и сказала Еминэжу. А тот, «одержимый злобой против нартов», разбил амбар, убил всех сторожей и похитил просо3.


Крепость Еминэжа находилась на самом краю земли, там, где солнце соприкасается с небом, у самого захода. Чтобы добраться до Еминэжа, надо «перейти семь гор, семьсот рек, три небольших моря, семь больших морей». Она была огорожена семью оградами. Есть лишь один вход во двор чудовища, но никто не может туда зайти, потому что два огромным меча отрезают любому голову, который намеревается попасть внутрь. Все отрубленные головы, Еминэж вывешивал на кольях, так он набрал семьсот одну голову.


Когда отважный нарт Саусэрыко собрался в путь к Еминэжу, чтобы вернуть людям семена проса, Сэтэнай гуащ сказала сыну, что «Еминэж не похож на тех, кого ты встречал до сих пор. Если он желает, становится благо, как хочет, так и меняется. Делает то, что хочет. На этой земле нет никого, кто побеждал его, кто видел его». Она рассказала, где находится жилище Еминэжа. «А почему он живет у самого захода солнца?» — спросил Саусэрыко. «Еминэж жадный, он проглатывает все, что ему попадается по пути, — ответила Сэтэнай гуащ. — Он мечтает и солнце проглотить, если смог бы давно это сделал бы. Во время захода солнца немного темнеет, солнце опускается ближе к земле и Еминеж пытается стащить его и пока его люди не видят, проглотить. Поэтому он живет у захода солнца»4. Этот мотив напоминает стремление грозного Бакбак-дэва из грузинского эпоса Амираниани, который пытался проглотить солнце не раз, и все-таки это ему удалось. Только герой Амирани смог освободил светило.


Еминэж обладает чудесным конем по имени Къарэ лъэкъуищ (букв. черный и трехногий — А.К.) — Карэ тлэкуш, которого никто не мог догнать. Чтобы получить такого коня, Еминэж три ночи пас волшебных коней Нэгучицы. Еминэжа в бою победить невозможно, т. к. его душа находится вне его тела. Не догадываясь об этом, многие нартские герои погибли в поединке с ним.


Еминэж очень осторожен. Когда его служанка поинтересовалась, где находится его душа, он два раза ее обманывает и проверяет, что она собирается сделать с предметом, где якобы хранится его душа. На третий раз Еминэж кичливо заявляет, что смерть ему может принести лишь его непобедимый конь, и что на земле нет ни одного существа, способного добраться до Нэгучицы и попасти ее волшебных лошадей, тем самым получить от старухи коня лучше, чем его Карэ тлекуш. Своим заявлением Еминэж напоминает самонадеянных иныжей. Отважный Саусэрыко смог получить нужного коня, победить чудовище и вернуть нартам семена проса.


В предании «Как сын старика привез сестру нарта Нэджыко» повествуется, что у Еминэжа был сын, который причинял людям страдания, как и его отец. Так, он, воспользовавшись тем, что сын старика отправился в поход, отправился к его деду, связал его и держал у себя в сарае и кормил, как скотину на привязи. Вернувшийся домой нарт Тлежуко, освободил деда, связал сына Емина, прибил его к земле семью цепями так, чтобы тот мог только наклоняться к пище. Так нарт проучил и наказал сына Еминэжа как некогда Саусэрыко победил кичливое существо, укравшее у нартов просо.


О том, каким страшным для людей чудовищем был Еминэж, говорит тот факт, что и по сей день в обиходной речи адыгов сохранились устойчивые фразы, связанные с именем Еминэжа. Когда нарт Бишечеч увидел, что его отвязавшуюся лошадь никто не может поймать, воскликнул: «Если вы так бессильны, да посетит ваш дом Еминэж!».


Конь Саусэрыко Тхожий, которого нарты подговорили уйти из табуна, охраняемого нартом Шэуаем, позже говорит хозяину: «Саусэрыко, да унесет тебя Емин, избил он меня. Ты наслал мне в дом Емина (в смысле причинил мне боль — А. К.), сделал меня несчастным»5.


Раньше у адыгов было поверие, что если на семью или группу людей обрушивались большие несчастия, это воспринималось как дело рук Еминэжа. Об этом, например, свидетельствует предание о роде Куюко, где повествуется о том, как в большую семью Куюко (Къуекъохэр), состоящую более чем из ста человек, пришло огромное горе. Однажды ночью все большое семейство вымерло и люди, посетившие их утром, обнаружили в живых лишь одного младенца. Тогда они сказали, что «в доме побывал Емин, поэтому ребенка нужно срочно увезти из этого места. Так и сделали...»6. Возможно, с данным поверием было связано и адыгское название холеры — емын.


У адыгов есть пословица: «Душа разродилась и родила Еминэжа», которая связана с поверием о переходе душ умерших в тело новорожденных. Сохранились и другие паремии, связанные с именем Еминэжа. Например, «Емынэм уехь!» (Да унесет тебя Емин), «Емынэр зэрыхьэрэми зыгорэ къыренэ» (Даже Емин что-то оставляет там, куда заходит), «Емынэм Тхьэм ущерэухъум» (Да убережет тебя Тхэ от Емина) и т. д.


Завершая характеристику образа Еминэжа, хотелось бы отметить, что по своей силе, идейной направленности, данный тип мифологического существа напоминает грузинского эпического чудовища Бакбак-дэва, самого грозного существа в эпосе «Амираниани». Хитрый и коварный как Еминеж Бакбак-дэв, главный среди дэвов (великанов в эпосе Амираниани — А.К.) в грузинском предании «Сказании о Бадри, Усипи и Амирани», желая обмануть и погубить доблестных витязей, дает им в провожатые коварного проводника, тоже дэва, который сбил с пути братьев и водил их по лесу пока «черви, выползшие из головы убитого Бакбак-дэва, не превратилась в огромных драконов»7.


Примечательно, что грузинское чудовище было побеждено самым известным и доблестным витязем эпоса «Амираниани», а Еминэж -популярным героем нарт-ского эпоса Саусэрыко.


Нэгучица


К мифическим образам нартского эпоса относится и Нэгучица. Это один из интересных персонажей не только героического эпоса, но и всего фольклора адыгов. В целом, образ Нэгучицы — мифического существа, наделен сверхествственной силой, даром чародейства и заклинания. Нэгучица иногда «велеречива, податлива и степенна, необузданно мстительна и всепрощающа, может непритворно плакать и рыдать, смеяться и хохотать до разрыва своего живота...»8.


Эпическая Нэгучица — это древняя старуха, живущая за далекими морями, обладательница волшебных лошадей, способных летать, скрываться на дне моря и непроходимых лесных чащах. Она представлена старухой с грудями, закинутыми за спину, костлявыми руками, безобразными, неестественно длинными железными зубами.


Обычно герой незаметно подкрадывается к старухе и прикладывается к ее грудям губами. В этот момент он произносит традиционную фразу: «На этом и на том свете ты мне мать и отец!». После чего герой становится молочным сыном Нэгучицы. Она в досаде восклицает: «Глаза, что не увидели тебя, чтобы ослепли, уши, что не услышали тебя, чтобы оглохли, нос, что не учуял тебя, чтобы отпал!». После усыновления, Нэгучица оказывает герою всяческую помощь, выступая в роли доброжелательной советчицы и дарительницы.


Конь чудовища Еминэжа Карэ тлэкуш вышел из табуна Нэгучицы. Он бегает так быстро, что никто не может его догнать. Чтобы получить коня, который сумел бы обойти Карэ-тлэкуш, нарту Саусэрыко приходиться добираться к двуморью, где живет Нэгучица, пасти ее табун три ночи. Нэгучица предупредила героя, что если хоть одна лошадь исчезнет, она съест его. Каждый раз, убеждаясь в том, что нарт успешно выполняет ее условие, она говорит с удовлетворением «Аферэм!» — молодец. Лошади пытались скрыться в море, лесу и на небе, но помощники Саусэрыко: рыба, волк и сокол пригоняли их назад.


В некоторых нартских преданиях, например «Как Саусэрыко вернул нартам семена проса», вместо Нэгучицы представлена Цэ1унэж, мифическая старуха провидица, чаще всего выступающая на стороне врагов нартов9. В волшебном коне Карэ тлэкуш была заключена душа Еминэжа и чудовище погибает от него: по наущению Тхожия, коня Саусэрыко, Карэ сбрасывает с себя Еминэжа.


Примечательно то, что в нартском эпосе Нэгучица представлена существом, которому не чужды понятия чести, прекрасного и доброго. Она наделена сильными и слабыми человеческими чертами. Когда Саусэрыко остановил свой выбор на тощем и худом жеребенке из табуна, Нэгучица вполне искренне предлагает выбрать видного и красивого, ибо «люди скажут, что человеку, пересекшему столько земель и вод, Нэгучица подарила такого невзрачного коня...».


Не только нарт Саусэрыко получил волшебного коня от старухи, но и нарт Орзэ-мэс. Образ доброй и щедрой Нэгучицы, помогавшей хорошим людям и враждующей со злом, хорошо прослеживается в волшебном эпосе адыгов. Так, в сказке «Добрая девушка», Нэгучица за трудолюбие и доброту девушки — сироты, умело выполнившей все поручения старухи, одарила ее большими подарками (а нарта конем — А.К.) и отпустила домой. Так Нэгучица помогла сироте10. Надо отметить, что в сказочном эпосе Нэгучица не только помогает добрым и трудолюбивым, но и «ее отличает умение хорошо трудиться». Герой обычно застает ее за каким-нибудь занятием: она или пасет гусей, или готовит еду.


Однако, нужно отметить то, что в отличие от эпических повествований, где Нэгучица представлена доброй дарительницей к тем, кого усыновляет или исполняет ее желания, в волшебном эпосе она представлена доброй лишь в сказках о взрослых. Иной мы видим ее образ в сказках о детях. Здесь Нэгучица представлена людоедкой, которая стремиться съесть детей. Характерно, что в отличие от нартских повествований и сказок о взрослых, где герой и старуха обычно расстаются, не нарушая обычая усыновления, «в повестях о детях обычай нарушают и старуха и дети. Волшебные сказки о детях завершаются физическим уничтожением Нэгучицы»11.


Можно предположить, что черты злой людоедки не были ранее присущи Нэгучи-це. Видимо, она их «приобрела» позднее, как и русская Баба-яга. В.П.Аничкин, говоря о «новых» чертах Бабы-яги, писал, что «... это результат переосмысления образа после... социальных изменений в обществе с разложившимся родовым строем. Позднее к этому образу пристали черты средневековых ведьм. Такой знают Ягу некоторые поздние сказки, в которых, как правило, рисуется наказание и расправа с Ягой.»12. Подобное утверждение вполне приемлемо и к Нэгучице.


Превращения бывших благородных женских божеств в злых ведьм и русалок, бывших добрых и могучих глав матрикальной семьи в злых старух, которые встречаются в сказках о детей, в эпических повествованиях отсутствуют. Это еще раз говорит о глубокой древности нартского эпоса, о том, что даже те образы, которые возникли в эпоху патриархата, попадают под сильное влияние ранее созданных художественных образов, воплощающих идеалы матриархата. Вот почему Нэгучица выступает в эпосе часто благородным, думающим и ценящим труд существом. Лишь ее облик пугает (это переделка патриархата — А.К.), а благородные черты сохранились в эпических повествованиях.


Считается, что известное племя испов произошло от Нэгучицы.


Образ Нэгучицы похож на русскую Бабу-ягу, грузинских хвостатых старух, абхазских старух, фрау холле в немецких сказках.


Усэрэж


Усэрэж — это провидец. В одних преданиях — это старец, в других — старуха. Он безошибочно говорил нартам что делать, и те, кто следовали его совету, всегда


выходили победителями. Так, нарты узнали, что в крепости Гунд-Гунд живет красавица Сэтэнай гуащ и там находится чудесный кожаный стол самобранка. Два раза они пытались захватить крепость, но не смогли. «Тогда нарты отправились к Усэрэ-жу, чтобы спросить его, что делать. Усэрэж обладал способностью предугадывать будущее.


—Если с вами не будет нартского пастуха, вы не сможете захватить крепость Гунд-Гунд, — сказал он им.


Нарты так и поступили...»13.


Феномен Усэрэжа в том, что он никому не отказывал в совете. Если он подсказал нартам, как захватить крепость Гунд-Гунд, он теперь советует жителям этой же крепости, как уберечься от врагов. В предании «Как Саусэрыко поделился с нартами» повествуется о том, как люди, живущие в крепости, увидев войско нартов, спросили Усэрэжа что они должны сделать.


—К вашей крепости нет подхода, и поэтому нарты посадят Пэтэрэза, сына Хымы-ша, в пушку вместо ядра и закинут его внутрь крепости. Выройте большую яму, разведите там огонь. Этого мало, привезите большие камни, когда в яму угодит Пэтэрэз. Вы засыпьте его камнями. Если вы столько сделаете, может, сможете противостоять ему.


Потом он показал место, куда упадет Пэтэрэз. Люди, живущие в крепости, сделали так, как им сказал Усэрэж..»14.


Герой Саусэрыко, который принес нартам огонь, вернул семена проса, украденные Еминэжэм, придумал интересную игру сэнтращ, естественно, не смог бы столько сделать, если бы не его конь Тхожий. Вот и нарты сперва решили погубить его. «Конь Саусэрыко умен, догадывается о наших планах и делает так, что его всадник всегда побеждает нас, этого дальше терпеть невозможно! — воскликнули раздраженные нарты. — Саусэрыко не умнее нас, не мудрее нас, но слава о нем не дает нам покоя в Нартии. Надо погубить его коня, пока Саусэрыко будет на своем коне, нам его не одолеть.


По пути, на котором следовал Тхожий, вырыли глубокие ямы, замаскировали их, чтобы он не догадался, но Тхожий миновал их. Тогда нарты высыпали у его конюшни железные гвозди, но ни один не ранил его. Тогда нарты отправились к Усэрэжу.


—Скажи нам, какое уязвимое место есть у Тхожия. Нам надо непременно погубить его, а затем, отправить вслед ему и Саусэрыко.


Старуха Усэрэж засмеялась.


—Мечом ничего нельзя сделать Саусэрыко, также и его коню. Какие у них уязвимые места вы не сможете узнать, они чувствуют все на расстоянии, и если попытаетесь что-то разузнать, они не подпустят вас к себе.


—Тогда что нам делать?


—Идите домой и ждите. Я поищу, кого можно послать, а вы вернитесь ко мне через семь суток.


—Пэнын! — позвала старуха, когда нарты ушли. — Ты здесь, где ты?


—Я здесь, — ответил комар Пэнын и вылетел из угла (Пэнын — жужжащий носом, так называла комара Усэрэж — А.К.)


—Ты слышал, о чем говорили те, которые были здесь?


—Слышал, — ответил Пэнын.


—Тогда отправляйся к Саусэрыко и Тхожию. Если они находятся меду небом и землей — отыщи их. Узнай, какие места у них уязвимы, чтобы меч мог их достать.


Пэнын послушно улетел, через дня два вернулся весь уставший, измученный и голодный.


—Что ты разузнал? — спросила Усэрэж.


—Разузнал, — ответил раздраженно Пэнын, — волосок хвоста Тхожия упал на меня и повредил мне одно плечо. Я еле долетел домой против ветра.


—Какие места у них самые уязвимые?


—И у Сасэрыко, и у Тхожия места, которые может достать чеч — это их ноги: у Саусэрыко колени, у Тхожия — подошвы копыт.


—Как ты об этом узнал?


—Когда они спали, я, начиная с головы, все их тело жалил своим носом — шилом, дошел до их уязвимых мест, они вздрогнули.


—Если они обладали бы и твоей хитростью, никто в мире не смог бы их победить! — сказала Усэрэж.


Назначенное время наступает непременно, пришло время и нарты сели на своих коней и приехали к Усэрэжу.


—Какие новости?


— Новости есть, — ответила Усэрэж, — новости для вас есть, если вы способны что-то сделать.


—Когда услышим новости, тогда и скажем, что мы можем, а что нет.


Усэрэж сказала с пафосом:


—За Маленькой рекой организуйте состязание на конях. Сделайте так, чтобы победитель состязания смог обратно переправиться через реку по железному мосту. Всем всадникам сообщите, зачем это вы делаете, Саусэрыко и Тхожий самолюбивы, поэтому без особого труда они выиграют состязание, вы поняли? Пока они будут соревноваться, вы сделайте под мостом большой огонь, чтобы он раскалился до красносинего цвета. Как только копыта ступят на мост, они расплавятся. Если Тхожий забежит на мост, считайте, что вы его победили.


Так, хитростью Усэрэжа нарты хотели погубить Тхожия, но тот же не дурак, чтобы наступать на раскаленный мост, он пролетел мимо...»15. Это предание показывает, что не всегда всезнающая Усэрэж могла быть мудрее всех. Но, все таки нарты через Усэрэжа смогли одолеть Саусэрыко. Усэрэж подсказала, где и как нужно выпустить стрелу против Саусэрыко. На это его надоумил случай с Саусэрыко, который случился с его матерью.


Когда Саусэрыко принес голову Тотреша своей матери, она воскликнула:


—Ты погубил единственного сына моей сестры! Сэтэнай гуащ бросила в него ножницы, которые задели его пятку, и немного крови показалось на его железном теле.


Нарты улучили момент, стрелой попали в его ногу, и сбили с коня.»16. По другой версии как победить Саусэрыко нартам подсказала Нагучица. Когда нарты не могли придумать, как же погубить Саусэрыко, «.ночью к ним пришла Нэгучица и сказала:


—Вы хотите убить Саусэрыко, но не знаете как. Он весь железный, кроме бедер, за которые держал его в щипцах нарт Тлепш, когда его закалял. Это его уязвимое место. Скатите к нему с горы Чанщэрэх (колесо-нож), и скажите ему ударить его бедром, он гордый, и ударит, тут нож отрежет его ноги.»17.


Гибель другого нартского героя Пэтэрэза связана тоже с Усэрэжэм. «Когда нарты начали воевать с одним нартским всадником, и тот начал их побеждать, они собрали по всей стране провидцев, предсказателей на бараньей лопатке. Спросили они и Усэрэжа, чтобы узнать, кто же с ними воюет.


—Всадник похожий цветом на железо, откуда бы ни пришел — это Хымыша сын Пэтэрэз...


—И что делать с ним и как нам остаться в живых?


—Поставьте за нартским войском ваших женщин с грудными детьми. Когда он появится с мечом, пусть войско разойдется, и перед ним встанут женщины с детьми, это его остановит.


Так и получилось.


Позже Усэрэж подсказала как погубить Пэтэрэза. Уязвимое место Пэтэрэза знала его воспитательница Жокоян. Во время войны, где были все нартские герои, был и там Пэтэрэз, несколько Нартов отправились к Жокоян и сказали, что его сын погиб.


—Этого не может быть, — ответила Жокоян, — мой сын может погибнуть только тогда, когда стрела, пущенная в него и мой взгляд совпадут.


Нарты ночью привязали Пэтэрэза к кровати, устроили шум, и когда он выбежал из дома, и вышла Жокоян, посмотреть, что происходит, нарты пустили в него стрелу, это совпало с взглядом Жокоян. Так погиб Пэтэрэз»18.


В нартском предании «Лэу, сын Колэсыжа и Псыхо гуащ» мы опять прослеживаем образ Усэрэжа, который по просьбе пытается погубить отважного нарта Лэу. Здесь уже нартский старик провидец не только подсказывает нартам, как погубить Лэу, но и помогает им. Интересно, что «...нарты нашли трех Усэрэжей, которые должны были решить, как погубить нарта Лэу.»19.


Видимо, в нартском обществе был не только один Усэрэж, именем Усэрэжа, видимо, называли мудрых провидцев. Главная особенность Усэрэжэй — они всегда говорят что нужно сделать в том или ином случае, никогда не отговаривают нартов в их намерениях, плохие это намерения или нет. Дело Усэрэжа — отвечать на вопрос, самое главное — на любой. Один нарт мог прийти к Усэрэжу и спросить его как поступить, или погубить другого нарта, он непременно говорил, что нужно делать. Другой нарт, против которого выступает нарт, посоветовавшийся с Усэрэжэм, мог тоже прийти к нему и спросить, что делать. И в этом случае Усэрэж подсказывает нарту, что он должен сделать, чтобы противостоять врагу.


В предании о нарте Лэу хитрый Усэрэж сам не раз отправлялся к отцу Лэуа, ослепшему Колэсу, чтобы он направил сына в разные места, где тот должен был непременно погибнуть. То надо достать кровь свирепого кабана, которым можно было намазать глаза, и Колэс снова стал бы зрячим, то надо пригнать необъезженного дикого коня, которого должен был приручить Лэу и посадить на него отца и т.д. Этот конь сбросил Лэуа в пропасть, где он едва не погиб, и его спасла Псыхо-гуащ — княжна воды20.


Но не всегда Усэрэж выступает против нартских героев, иногда он помогает им. Так в предании «Что случилось с сыном Бабуха маленьким нартом Щорэ и нартом Пэозако», по просьбе дочери Усэрэж подсказывает ей, как стать женой Щорэ, сам помогает им и делает так, что молодые непременно поженятся21.


Цэ1унэж


Цэ1унэж — мудрая старуха-провидица, чаще помогающая врагам нартов. Так, именно она подсказала Еминэжу как достать семена проса у нартов. Иногда в ее образе мы видим Усэрэжа, иногда Нэгучицу. К ней тоже обращались за помощь нарты. Например, Сэтэнэе гуащ в предании «Как родился Саусэрыко и как он умер», заметив, что камень, на который упало семя нартского пастуха, разбухает, решает к кому же обратиться за советом — Цэ1унэжа или нартского кузнеца Тлепша22.


В целом интересные образы Еминэжа, Нэгучицы, Усэрэжа и Цэ1унэжа, хотя и представлены в нартских повествованиях не широко, они наглядно показывают мифические представления древних адыгов, их мировосприятие. Данные образы наличествуют и в других жанрах адыгского фольклора, наполняя его богатым воображением, колоритным содержанием. Дальнейшее исследование мифических образов нартского эпоса Еминэжа, Нэгучицы, Усэрэжа и Цэ1унэжа несомненно обогатит всю адыгскую мифологию.
Литература


1.Шортанов А. Т. Адыгская мифология /Под ред. А. И. Алиевой. — Нальчик: Эльбрус, 1982.


— С. 194.


2.Нартхэр /Нарты/. Адыгэ эпос. Зэфэзыхьысыжьыхи зэхэзгъэуцуагъэхэр, ублэп1э очеркымрэ комментариехэмрэ зытхыгъэр Хьэдэгъэл1э Аскэр. — Мыекъуапэ, 1968. А I том. — Н. 89 — 90.


3.Нартхэр. Я VII том. — Н. 253-268, 312 — 329.


4.А дэдэм. — Н. 257.


5.Нартхэр. Я VI том. — Н. 114.


6.Архив автора. Информатор Т. Джаримок, 73 года, а. Джиджихабль, Р.А., записано 9.06.1984 г. Куеком А.С.


7.Чиковани МЯ. Амираниани // Грузинский эпос. — Тбилиси, 1960. — С. 201.


8.Шортанов А.Т. Указ соч. — С. 179.


9.Нартхэр. Я Птом. — Н. 354.


10.Арх. Адыгейского НИИ, ф. 1, п. 47, д. 14.


11.Хут Ш. Х. Сказка. Несказочная проза // Адыгский фольклор. — Майкоп, 1980. — Т.2. — С. 165.


12. Цит. По статье: Хут Ш.Х. Сказка // Адыгский фольклор. — Майкоп, 1980. — Т.2. — С. 246.


13.Нартхэр. А I том. — Н.137.


14 Нартхэр. Я Птом. — Н. 246.


15.Нартхэр. А I том. — Н. 253-255.


16.Нартхэр. Я Птом. — Н. 261-262.


17.Нартхэр. А I том. — Н. 271.


18.Нартхэр. Я 1Утом. — Н. 181-182.


19.Нартхэр. Я Утом. — Н. 197.


20.Нартхэр. Я Утом. — Н. 197-198.


21.Нартхэр. Я Утом. — Н. 306-309.


22.Нартхэр. Я УЛтом. — Н. 221.


АВТОР: Куек А. С.




Источник: [url=https://zen.yandex.ru/media/id/5a60368257906a2fcf791879/mificheskie-obrazy-emineja-neguchicy-usereja-i-ce1uneja-v-adygskom-geroicheskom-epose-narther-5c4975927b9a3700abe42721?from=channel&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&rid=4052424385.499.1548915376065.56836&integration=site_desktop&place=layoutАдыги.RU[/url]
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930