Россия / 30 август 2020

В Приморье поставили памятник пчеле и замахнулись на звание медовой житницы России

В Приморье поставили памятник пчеле и замахнулись на звание медовой житницы России

Памятник пчеле, первый профессиональный праздник пчеловода, возможность подсластить жизнь жителям стран АТР и планы на перспективу – в приморском селе Анучино прошел медовый праздник. Почему в приморской глубинке? Да потому что Анучино – медовая столица Приморья.

Мед с человеком был всегда, с давних времен. Древнегреческие боги, как считал народ Греции, питались амброзией и нектаром, в результате чего жили долго, считай вечно. Изображения меда и пчел можно увидеть на папирусах и фресках, посвященных древнеегипетским фараонам. Его использовали для бальзамирования мумий. Одним из знатных пчеловодов был Аристотель. Китайцы мед использовали в лечебных целях, изобретали всякие лекарства. Кузнец Вакула, попав к царице за черевичками для своей возлюбленной, наивно поинтересовался: «А правда ли, что цари едят только мед и сало?». Видимо, в его понимании это самое вкусное. Древние монастыри содержали свои пасеки: воск, производимый пчёлами, широко использовался в изготовлении свечей. Сказочный герой Виннни Пух считал, что «лучший подарок, по-моему, — мед! Это и ослик сразу поймет». Меду посвящали свои стихи Анна Ахматова и Марина Цветаева. Не зря по всему миру стоят памятники пчеле. Поставили его сегодня и в Анучино.


Как отметил глава Анучинского муниципального района Сергей Понуровский, речь о памятнике шла уже не первый год. Эту тему подняли еще пять лет назад, когда здесь на берегу реки Арсеньевка прошел первый фестиваль меда. Памятник, посвященный пчеле-труженице, стал бы символом и человеческого трудолюбия. Есть поверье, что если загадать желание и потереть носик пчелы, то желание сбудется. Так что можно предположить, что скоро носик пчелы будет блестеть от многочисленного потирания, а все планы потихоньку начнут сбываться. В том числе и пятый юбилейный фестиваль пчеловодов, вкусный и сладкий праздник «Медовое раздолье». Загадывали-то провести его в этом году, но COVID-19 порушил все планы. Правда, пчеловоды люди оптимистичные, стойкие не только к укусам, но и к вирусу, уверены, что все сбудется и получится.


Своеобразный подарок пчеловодам сделали приморские депутаты. По информации регионального министра сельского хозяйства Андрея Бронца, народные избранники Приморского края, высоко оценивая нелегкий и кропотливый продукт пчеловодов, приняли решение, что отныне в регионе ежегодно в последнюю субботу августа будет отмечаться профессиональный праздник приморских пчеловодов. И сегодня его отметили впервые.


И власти, и сами пчеловоды взяли курс, чтобы развитие этой отрасли на приморской земле шло темпами, позволяющими накормить приморским таежным медом и Россию, и осуществить поставки на экспорт. А мед в Приморье – это целая мозаика цветов и вкусов. Нежно желтый, золотистого тона, густой бронзовый и даже апельсиновых оттенков. Сладкий, иногда с легкой долей горчинки или кислинки, порой чувствуется терпкость… Мед гречишный и липовый, цветочный и кленовый, бархатный и кипрейный, аралиевый и демарфантовый и т.д. Но в любом случае вкусный.


В рамках праздника состоялся круглый стол, где главная тема «Развитие экспорта продукции пчеловодства». Организаторами выступили Центр поддержки предпринимательства Приморского края, Союз пчеловодов и администрация Анучинского района. Такая тема была выбрана неспроста – отрасль считается экспортно-ориентированной.

«Имеем все шансы поставлять мед на экспорт. У нас есть качество и разнообразие. Уссурийская тайга всегда славилась разнообразием ценнейших медоносных растений. Плюс у нас есть исторический опыт — наш край был лидером по медосбору в 80-е, продукция пчеловодства с удовольствием потреблялась потребителями из Китая, Японии и других стран. Среди участников круглого стола — представители из республики Башкортостан, делились опытом, наработками, технологиями. Пригласили представителей наших торговых сетей, который помогают реализовывать продукцию», — рассказал председатель Союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.


Кстати, по статистическим данным ДВТУ по итогам 2019 года на экспорт из Приморья ушло товаров на сумму 4 063 571,9 тысяч долларов США. Есть в списке и мед. В Китай из Приморья было отправлено 999 тонн меда на сумму 1 445 тысяч долларов США. Т.е. в общем объеме экспорта доля сладкого груза ничтожно мала.

Если говорить о Башкирии и тамошних пасечниках, то их мед уже стал брендом в зарубежных странах среди товаров, импортируемых из России. С помощью крупной французской корпорации они ставят мощный завод по фасовке и доработке меда, плюс устанавливают международную специализированную лабораторию для меда, соответствующую международным стандартам и требованиям. «Это очень важный момент. Специализированных лабораторий по меду у нас в стране вообще нет. А имеющиеся комплексные ветеринарно-санитарные лаборатории не подходят – они не специализированные. И не все международные методики внедрены, нет сертификации, аккредитации», — считает Андрей Бронц.


Взять тех же японцев. Мед им приморский очень нравится. Охотно его покупают во время туристических поездок в Приморье, это достойный подарок партнерам по бизнесу. Но это единичные случае, а не массовые поставки. А вот для массовых поставок необходимы лаборатория, сертификаты… А такие поставки не может обеспечить одно хозяйство. Т.е. надо мед собрать. Но будет ли он одинаковым у всех пасечников?


«А для этого и надо объединить пчеловодов, чтобы они в одно время выезжали, качали, чтобы кто-то не сдал цветочный момент, когда идет липа. Раньше были заготконторы, и они регулярно посещали пасечников, чтобы сначала забрать цветочный мед, его внутренний рынок потреблял. Потом собирали липовый, и из него старались готовить партии за границу», — делится своими размышлениями Андрей Бронц.

Сегодня в крае порядка семи тысяч пасечных хозяйств. В среднем за год они собирают 6,2 – 6,3 тысячи тонн меда. Это так, к размышлению и о перспективах.


Своим опытом в экспорте с приморскими пасечниками поделился прибывший специально из Уфы директор ООО «Башкирские пасеки» Сергей Мулюков За 16 лет он на этом деле, что называется, «собаку съел». Есть экспортные наработки с США и Казахстаном. С китайцами давно работает, а вот с японцами пока два года. Но здесь, по его словам, приморские пасечники в силу географического расположения могут составить сильную конкуренцию.

«На российском рынке есть перспективные ниши. И если мы правильно будем их развивать, в т.ч. и с административным ресурсом, то сможем получить хороший эффект. Например, взять какие-то ваши уникальные аутентичные продукты, соединить с нашими и на этой основе создать бады, какие-то продукты нового поколения, которые удобные для употребления – суспензии, в таблетированной форме. Совместно, провести глубокие научные исследования, доказать, что при взаимодействии этих определенных компонентов идет многократное усиление лечебного эффекта», — делится своими идеями башкирский пчеловод Мулюков.


Но мед – это не только сладость, это еще и горечь, в смысле, проблемы, которые надо решать. И нередки случаи, когда ложка дегтя оказывает свое негативное влияние.

Взять хотя бы липу. В Приморье растут три вида — маньчжурской, таке и амурской. Пчеловоды чуть ли не молятся на это дерево. Именно липовый сбор дает 80% меда. Но у заготовителей древесины свои чувства. Но благодаря работе региональных властей в крае в прошлом году удалось добиться сокращения объемов вырубки деревьев этого вида в местах установки стационарных пасек. И площадь составила 1,2 млн гектаров.

«Но это все равно не дает стабильности. Сейчас мы добиваемся, чтобы наша липа была внесена в перечень пород, которые запрещены к заготовке. Данный инструмент позволит снять эту проблему. Все три вида – эндемики, и они могут быть внесены в этот запретный список на вполне законных основаниях. Прошел всероссийский съезд пчеловодов, привлекли внимание федеральных властей — стали рассматривать законопроект о пчеловодстве. Были внесены такие поправки в этот документ с мерами господдержки, которых у отрасли не было никогда. В осеннюю сессию в Госудме будет рассматриваться. Думаю, что в этом году его примут», — продолжает Рамиль Еникеев.

Председатель Союза пчеловодов Приморского края ставит перед собой и своими коллегами по цеху задачу: не только сохранить, но и увеличить количество пчеловодов в регионе. Ведь зачастую именно пчеловодство в маленьких поселениях — единственный способ заработка. Кроме того, пчеловодство — это та отрасль, которая приносит реально живые деньги в экономику края при умелом ведении хозяйства. Они не уходят за пределы региона или страны. Они остаются здесь.


Сегодня много разговоров о вирусе. Все перечисляют отрасли, которые пострадали от COVID-19, все считают убытки. А что пчеловоды? Тайга, луга, пчелы…. Кстати, у пчел бывает депрессия. А вирус? Лето в этом году порадовало – много солнечных дней, все цвело и благоухало… Сам сбор меда прошел в крае на 4 с плюсом, правда, сезон еще не закончился. Но собрать мед – это только часть большого дела. Надо его еще продать. И вот здесь вирус-то и вставил палки в колеса – ограничения оказались ощутимыми: закрытые границы отразились и на поставках, и на работе рынков.

Но вирус не вечен, и надо штурмовать новые вершины. «Сейчас с помощью Центра предпринимательства снимаем фильм, где хотим показать, что что жидкий мед, который употребляет весь мир – это не тот товар, которому стоит отдавать предпочтение. Кристаллизованный мед – вот показатель высшего сегмента . Недавно создали свой сайт https://primhoney.ru/, теперь предстоит перевод этого сайта и на другие языки, чтобы его смогли смотреть и наши потенциальные импортеры. В этом году планируем провести экспортный акселератор. А через год группа должна показать результаты работы — представить экспертно ориентированную партию меда. Часть наших пчеловодов вышли на крупнейшую в мире B2B платформу производителей и поставщиков Alibaba. В планах так же провести дальневосточный съезд пчеловодов, правда, из-за вируса конкретики пока нет», — добавил Рамиль Еникеев.

Если в прошлом году участниками фестиваля были почти 200 представителей пчеловодческих хозяйств, то нынче из-за вируса решили не рисковать… Тем не менее, пчеловоды представили свои «труды» — кроме меда были и другие продукты. У кого-то в планах лечебные сборы, а кто-то готов сделать ставку и на косметику. Кстати, медовые обертывания поднимают пластический тонус увядающей коже, ведут борьбу с целлюлитом, устраняют отечность и способствуют похуданию.


Так что не зря глава региона Олег Кожемяко считает, что более чем 100-летняя история пчеловодства в Приморском крае показывает, что наш край в своевременных условиях может вернуть себе звание медовой житницы России. С учетом интереса наших соседний из стран АТР к таежному липовому меду приморское пчеловодство имеет несомненную перспективу. И сейчас приоритетная задача – предложить качественный по международным стандартам продукт и расширить рынок сбыта.











Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930