Жизнь / История / 30 август 2020

Правда ли, что Стенька Разин принял ислам?

Нет, как ни странно, но такая версия, хотя и довольно популярна в кругах исламских шовинистов, но высказана была отнюдь не ими. Как ни странно, но слух о том, что Степан Разин был магометанского вероисповедания, высказал один из европейских исследователей разинского бунта.

В этом вопросе есть один интереснейший нюанс: европейцы стали писать о разинском восстании значительно раньше, чем это стали делать в самой России. При этом среди западных писателей был даже очевидец события, несколько раз видевший самого Степана.

Правда ли это – неизвестно. Но русские источники являются более поздними. Все это указывает на то, что восстание заинтересовало европейцев, может, даже не как таковое, а как часть российских проблем, затрагивавших важнейшую торговую артерию этого государства – Волгу, в нижнем течение которой и обосновалась казачья вольница.

Интересно, что на одной из немецких гравюр Степан Разин изображен в чалме. Это, конечно, мало о чем говорит, поскольку казаки жили грабежом и восточных торговцев обчищали почем зря.

Правда ли, что Стенька Разин принял ислам?

Да и набеги на Персию никто не отменял, так что нет ничего удивительного в том, что одежда казаков по большей части имела восточное происхождение. К этому стоит добавить и тогдашнюю моду на Восток, которая проявилась почти по всей Европе. Так что казаки здесь ничем не выделялись, и чалма на голове атамана не может быть признаком принадлежности к исламу.

Но есть нечто более важное: один из западных дееписателей, который исследовал разинское восстание, писал, что тот был мусульманином или неверующим. Это уже интересно.

К этому стоит добавить то, что Разин свободно говорил по-персидски и по-татарски и на последнем языке он даже писал. Однако серьезным аргументом это вряд ли можно считать, поскольку донские и терские казаки и в XIX веке спокойно говорили и по-татарски, и по-чеченски, и многоязычие никого не удивляло.

Однако в областях России, где традиционно жило много мусульман, власть Разина признавали охотнее. Но, скорее всего, это объяснялось не симпатиями к единоверцу, а более неустойчивой политической и социальной обстановкой в этих областях.

Но есть некоторый нюанс. Как известно, Разина четвертовали и выставили на всеобщее обозрение. Однако потом останки были похищены. Предположительно, это были жившие на Ордынке татары. Кто-то видит в этом желание предать погребению единоверца, а кто-то считает, что это не более чем слух.

Однако наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что Разин был старовером. В то время между московским царем и сосланным патриархом Никоном был серьезный конфликт и царь подозревал патриарха в связи со Степаном Разиным.

Вот в этом контексте и интересно упоминание о том, что Разин был мусульманин или неверующий. Дело в том, что немецкий историк упомянул это обстоятельство в связи с тем, что разинское войско было очень агрессивно настроено по отношению к православным церквям и священникам.

Из этого не вдававшийся в нюансы религиозного кризиса на Руси историк и сделал вывод, что так мог поступить либо неверующий человек, либо враг православия, коим по его мнению мог быть только магометанин. То, что между старообрядцами и никонианцами взаимной ненависти было намного больше, историк не учел.

Хотя, по идее, мог бы и учесть, поскольку взаимоотношения православных христиан на Руси того периода сильно смахивали на «пламенную любовь» католиков и протестантов, которая в Европе на тот момент еще толком не утихла.

В пользу того, что Разин и в самом деле был старообрядцем, говорит тот факт, что эта архаичная версия православия исповедовалась казаками значительно дольше, чем остальными православными. Да и более поздний Емельян Пугачев тоже был старообрядцем.

Есть вариант и с воинствующим язычником-Разиным. Во всяком случае, некоторые упоминания об обычаях, бытовавших в разинской среде, наводят на мысль о том, что там господствовало язычество.

[img]"[/img]

Однако отдельные языческие следы можно и сегодня обнаружить во вполне православных русских деревнях, а лет 500 назад их было несравнимо больше.

Впрочем, некоторые историки склонны считать, что именно по этой причине русские летописцы так неохотно писали о разинском бунте, поскольку языческий бунт был для них примерно теми же, чем было для римлян восстание Спартака, которое тоже предпочитали лишний раз не упоминать. Однако исчерпывающих доказательств у этой точки зрения тоже нет.

В заключение можно сказать, что вероятность того, что Разин мог быть мусульманином, исключать нельзя, поскольку казаки были в религиозном и национальном плане более открыты, чем, скажем, земледельцы. Но серьезных оснований считать именно так пока что нет.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
х