Россия / 01 сентябрь 2020

Носки с Гофманом и «Тойота»: как в Калининграде шалят с госзакупками

Носки с Гофманом и «Тойота»: как в Калининграде шалят с госзакупками

В Калининградской области то и дело вспыхивают скандалы, связанные с госзакупками. Из-за этого регион оказывается в аутсайдерах в различных рейтингах в этой сфере. Отчего так происходит и каковы могут быть последствия для имиджа территории, в обзоре «SM-News».

В сфере госзакупок всегда широкий резонанс в местных СМИ и соцсетях вызывают инициативы регионального министерства по культуре и туризму. То это ведомство закупает услуги по изготовлению видеороликов, как считают комментаторы, по слишком дорогой цене у единственных производителей контента, причем, на безальтернативной основе. То министерство планировало потратить свыше 5,3 млн рублей на закупку сувенирной продукции у фирм-изготовителей.

И не просто сувениров, а с символикой региона и изображением калининградских достопримечательностей. Всего в ходе аукциона должен был быть заказан 21 вид изделий. Это столики для распития вина с изображением туристических логотипов, носки с Королевскими воротами, бегемотом Гансом из зоопарка, который пережил Вторую Мировую войну, Щелкунчика, чей создатель Гофман являлся уроженцем Кенигсберга, а также сумки, обувь, зарядные устройства и др.

По мнению калининградского политолога Андрея Мирошниченко, областное министерство по культуре и туризму фактически занимается коммерческой деятельностью за бюджетный счет. «Это крайне сомнительно с точки зрения закона и объёма его полномочий. Изготовлением и продажей сувениров должен заниматься малый бизнес, а покупать их граждане. В этой цепочке чиновники по определению не нужны. Какие цели планирует добиться ведомство, тратя более 5 миллионов на побрякушки? Работники министерства планировали ходить по электричкам и продавать носки с Королевскими воротами? Совершенно абсурдное и даже, на мой взгляд, преступное расходование народных денег в кризис. Границы закрыты, наши отели заполнены на 90%. Видно, что министерству культуры и туризма просто нечем заняться. Так может распустить его и отправить сотрудников торговать янтарём на рынок? Тут или госслужба, или бизнес — совмещать нельзя по закону», — отметил эксперт в интервью корреспонденту «SM-News».

Впрочем, возможно, таким образом, региональное минкультуризма всего лишь планировало выполнить задачу закупок товаров на необходимую сумму у малого и среднего бизнеса. На днях областной министр природных ресурсов и экологии Олег Ступин был оштрафован на 50 тыс. рублей именно за то, что его ведомство в 2019 году не дотянуло объем закупок у компаний среднего и малого бизнеса до 15% от общего объема. Вместо этого показатель составил лишь 13%. Из 40,6 млн рублей на долю малых и средних предприятий пришлось 5,3 млн.

Федеральная антимонопольная служба не проморгала это нарушение и оперативно отреагировала. При этом объяснение, что министерству срезали бюджетные ассигнования и что среди фирм малого бизнеса зачастую нет способных выполнить условия, которые выставляет ведомство, не были приняты во внимание.

Другой резонансный случай был связан с попыткой автобазы правительства области приобрести себе автомобили. Сумма закупки составляла 17,3 млн рублей. Конкурс на поставку авто объявлялся два раза. В первый раз он не состоялся из-за отсутствия заявок. Во второй раз закупка была отменена региональным УФАС из-за жалобы.

Как пояснил корреспонденту «SM-New» представитель фирмы «Бико», которая опротестовала результаты конкурса, эта закупка весьма напоминала картельный сговор.

«В техническом задании на поставку автомобилей была указана обязательная комплектация: раздельный климат-контроль, система контроля и информирования об усталости водителя, подогрев всех сидений, система оповещения о смене полосы движения (LDA), система предупреждения об угрозе фронтального столкновения с функцией автоматического торможения и распознавания пешеходов (PCS), система распознавания и информирования водителя о дорожных знаках (RSA), система автоматического переключения дальнего света на ближний (АНB) и другие опции.

Мы обратили внимание, что перечень всех этих опций скопирован прямо с описания автомобиля «Тойота Камри», причем, были использованы аналогичные аббревиатуры. Создается впечатление, что чиновники правительства Калининградской области решили для себя, что им хочется ездить ни на чем ином, кроме «Камри», выпускаемой в Ленинградской области, и они сформулировали техническое задание конкурса под эту модель. При этом другие поставщики оказались автоматически отсечены от участия в закупке. Чиновники не дали им ни малейшего шанса заявить о себе, заранее отвергнув все их предложения. Ведь нельзя исключить, что в ходе конкурса на него могли заявиться производители других автомобилей, предлагающие более богатую комплектацию по более низкой цене. Но другим не было дано ни единой возможности. Это является серьезным нарушением, на что и обратила внимание Федеральная антимонопольная служба, отменившая итоги конкурса», — подчеркнул представитель компании «Бико».

Похоже, именно из-за таких случаев Калининградская область считается в ФАС передовиком по нарушениям, как отметил глава управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев в интервью ТАСС. По его словам, Калининград вошел наряду с Ростовом-на-Дону и Санкт-Петербургом в число регионов, где выявлены самые крупные в денежном выражении нарушения. Последствия картельных сговоров весьма негативны для экономики. Из-за того, что заказчик и поставщик сговариваются, цена закупки не снижается, и в конкурсе невозможно принять участие посторонним, что и произошло в случае с поставкой автомобилей для гаража калининградского правительства.

Представитель компании «Бико» отметил, что в данной закупке изначально были установлены привилегированные условия для производителя автомобилей из другого региона. «Честно говоря, я не понимаю такую предвзятость. В 90-е годы, как мы помним, губернаторы разных российских регионов создавали привилегии своим товарам, прежде всего, подакцизным, в частности, водке, сознательно ограничивая продажи продукции, произведенной в других областях. И это обоснованно – таким образом, губернаторы защищали свои бюджеты, потому что налоги и акцизы от продажи своей водки шли в свой бюджет, а от продажи чужой – в чужой. А какой смысл создавать эксклюзивные условия для автомобилей определенной марки, выпускаемой на определенном заводе в другом регионе, для меня непонятно. Хорошо, что антимонопольная служба приняла во внимание нашу жалобу и отменила закупку. Надеюсь, этот кейс станет хорошим уроком всем желающим сговориться в ходе закупки из государственного или муниципального бюджета не только в Калининграде, но и в других регионах России», — сказал эксперт.

По данным Счетной палаты РФ, за последние 6 лет Калининградская область занимает лишь 64 место среди субъектов Федерации в рейтинге конкурентности государственных закупок. Этот показатель сформирован по количественному параметру конкурентных закупок. Так, львиная доля – свыше 2,6 тыс. закупок – проходила с числом участников от 4 до 6. Чуть более 450 закупок имели этот показатель от 7 до 9. И лишь порядка 100 закупок привлекли 10 потенциальных поставщиков и более.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
х