Жизнь / История / 05 сентябрь 2020

Священный анабиоз 7-ми Эфесских отроков: что это было?

Беседовал недавно со знакомым христианином. Говорили о всяческих необычностях, и в конце концов зашла речь о людях, которые долгое время пробыв отшельниками, не старели все это время или же провели во сне многие годы с тем же результатом.

Я к этим историям отношусь скептически, хотя допускаю, что в мире есть много такого, что и не снилось нашим мудрецам. Но в качестве того, что это не вымысел, товарищ привел мне историю о Семи Эфесских отроках, которые проспали 200 лет. В общем, решил я покопать эту тему. Рассказываю сначала саму историю.

Священный анабиоз 7-ми Эфесских отроков: что это было?

Судя по источникам, жили эти семь отроков в III веке уже нашей эры в Эфесе. Были они знатного происхождения и являлись тайными христианами. Все бы ничего, но дальше начинаются интересные события.

В Эфес приезжает император Деций Траян, который организовал гонения на христиан. Ему предстояла война, и в связи с этим он повелел всем людям приносить жертвы языческим богам. Юноши, оказались принципиальными, и отказались это делать.

Тогда император повелел, чтобы их для начала лишили «погон» и дали время на размышления. Тогда отроки ушли в одну из пещер на близлежащей горе, где и стали жить отшельниками.

Через некоторое время Деций возвращается в Эфес и спрашивает, передумали ли юноши. Вызвал их на суд, отроков привели, они снова подтвердили свои изначальное решение, и тогда разгневанный император приказал их заживо замуровать в той самой пещере. А у входа поставили ящик, в котором лежали таблички, в которых было написано, что юноши были казнены за нежелание поклониться языческим богам.

Уже в V в. н. э. землю поблизости с горой и пещерой купил один человек, который решил построить дом. Своим рабочим он приказал, чтобы те принесли для постройки дома камни, которыми был заложен вход в пещеру. Те принялись разбирать кладку, но как только это сделали – в открывшейся пещере проснулись семь ничего не соображающих и не помнящих юношей.

Они захотели есть, и один из них пошел в город за хлебом. В городе он заметил, что «мир изменился». Но когда он хотел купить хлеб, его тут же схватили, поскольку заплатить он хотел монетой времен давно уже почившего императора. Его «вина» была в том, что он якобы нашел старинный клад и не сдал его государству (ничто не ново под луной!).

Но во время разбирательства стало ясно, что к чему, и уже целая толпа вместе с незадачливым покупателем хлеба отправилась к пещере, где и был найден ящик с приговором императора Деция.

Молва об этом чуде дошла до самого императора Феодосия II, который лично посетил не желавших покидать пещеру отроков, которые, к слову сохранили свою свежесть. Что именно там им сообщил император толком неизвестно, но после той беседы юноши решили отправиться спать дальше, что и было сделано (не иначе о налоге, накопившемся за 200 лет сообщил).

Шутки шутками, но решение императора было интересным: он приказал снова замуровать пещеру, сказав, что теперь юноши снова проснутся уже перед кончиной света.

Вот здесь некоторые утверждают, что все это было чудо, а это такая субстанция, которую анализировать несподручно, хотя в данном случае вполне реально.

Другие говорят, что никакое это не чудо, а обычный летаргический сон. Да, летаргия – вещь вполне реальная, но назвать это обычным летаргическим сном нельзя, поскольку он необычный. Обычный же закончится очень быстро, ибо даже в глубоком сне человеку нужно что-то есть и пить. С таким «подкормом» одному человеку удалось «проспать» более 20 лет.

[img]"[/img]

Есть предположение, что это был мощный анабиоз. Но, это скорее теория, поскольку на практике подобные случаи, хотя и случались, но не длились и месяца. Вообще тема неизученная, хотя и подающая большие надежды.

Если предположить, что отроки пережили сильнейший стресс, то они и в самом деле на фоне шока могли бы впасть к некое измененное состояние сознания, которое привело бы к анабиозу, из которого они вышли только тогда, когда в пещеру проник свет и воздух.

Но и здесь приходится верить в чудо, поскольку, как говорил один киногерой: «ну, одного, двух – я не возражаю, но семь гвардейцев кардинала!». Семь юношей отреагировавших на одно событие одним и тем же образом, а потом так же единодушно снова «отключающиеся» – это уж слишком настораживает.

А теперь немного исторического анализа. Проспавшие в пещере отроки в разных источниках спят разное время – от 195 до более чем 350 лет, что рушит всю историческую канву.

Далее – император Деций. В легенде это классический некий усредненный император-гонитель христианства, которому более делать нечего, чем губить собственных налогоплательщиков по религиозным мотивам.

Реальный Деций был очень интересен, и ненависти к христианам не питал. Начавшиеся при нем гонения были направлены не против христиан, а против тех, кто пренебрегает обычаями седой старины, среди которых было и много язычников.

Здесь надо отметить, что в старину Рим держался на вере в то, что римляне своим исконным богам приносят регулярные жертвы, а те берегут «Pax Romana».

Но ко временам Деция прежняя вера пошатнулась, и император, как и многие другие, решил, что Реку Времен можно повернуть вспять. Издал указ, что все должны принести жертвы богам своих предков, и получить соответствующую справку о том, что это было сделано.

Естественным результатом этого стало то, что христиане, как представители совсем юной религии, почувствовали себя неуютно. Кто-то стал покупать справки за деньги, кто-то поучаствовал в жертве, а кто-то стал диссидентствовать. Но каралось последнее в подавляющем большинстве заключением, а не казнью, хотя в крайнем случае такая и допускалась.

Поэтому версия о том, что император перед войной решил совершить жертвоприношение, не очень убедительна. Этой части внутренней политики Деций так и не успел уделить много внимания, поскольку постоянно был занят более важными вопросами.

Еще менее вероятно, что юноши были тайными христианами. До того как Деций издал указ об обязательных жертвоприношениях, христиане жили совершенно спокойно и не таились. Вызванные указом притеснения были для них как гром среди ясного неба.

И совсем уж маловероятно то, что император гигантской империи лично интересовался делами семи легионеров, да потом еще и специально возвращался в Эфес, чтобы узнать, не передумали ли бойцы.

Злобность Деция тоже преувеличена, поскольку историки описывали его как человека, который был хотя и очень энергичным, но жестким только на войне, а в миру был мягкого нрава. В общем, это не Нерон и не Коммод.

Известно, что даже по отношению к тем христианам, которые были заключены, проявлялось очень терпимое отношение. От веры их отрекаться никто не принуждал, книги не изымались, с церковной организацией не боролись, и даже гостей им принимать разрешалось, как и вести переписку.

В контексте этого император, замуровывающий живьем своих воинов (репутацией среди них он очень дорожил) выглядит неправдоподобно. Так что, скорее всего, от Деция здесь только имя.

Вызывает сомнения и история, с камнями для строительства дома, которые в горах, видимо, нельзя было раздобыть нигде, кроме как разобрав вход в какую-то пещеру.

Забавно выглядят и рабочие, которые, разобрав пещеру, совершенно спокойно отнеслись к вылезающим оттуда людям. «Ну, пошел какой-то из них за хлебом – ну и что тут такого? Голод – не тетка!». То, что их замуровали вместе с деньгами – тоже настораживает.

Пещера, в которую раньше кто-только не шастал (судя по тому, что из нее решили камни на стройку таскать, находилась она отнюдь не в горних высях) так до сих пор и не найдена, хотя кто только ее не искал.

Правда многие претендуют на то, что являются хранителями мощей этих отроков (на этот раз уже не тел, а именно останков), но доказать это никто не может, и даже внутри самой Церкви нет единого мнения, где же эти мощи находятся. Так что в этот раз, как и в прочих, на каждого святого приходится по несколько скелетов.

[img]"[/img]

Опять же смахивающая на сказку история с визитом императора Феодосия II, о котором его биографии почему-то молчат.

Скорее всего, он был выбран потому, что был крайне набожным. Настолько набожным, что даже в порыве христианского благочестия сжег Олимпию и приказал уничтожать все книги, которые противоречили бы христианскому учению. Все это было крайне похвально в глазах христиан, но о посещении отроков они тоже молчат.

Скорее всего легенда просто выбрала Феодосия в качестве удобного богобоязненного персонажа. А Деций был выбран потому, что скончался ровно за 200 лет до смерти Феодосия.

Сама же легенда, как и используемое в ней мистическое число «7» должна была укрепить неверующих в возможности воскресения мертвых. Собственно именно такую мораль она и имела: бог сотворил это чудо, чтобы показать людям, которые в ту пору стали сомневаться в возможности воскресения, что такое возможно.

Так что, если все подытожить, то получится, что столь статусная легенда об анабиозе длиной в 200 лет – просто нравоучительная притча, у которой хорошо, если было хоть какое-то реальное основание.

Конечно, хорошо было бы поковыряться в этой легенде как следует, вникнуть в имена отроков, в название горы, пещеры и т. д., поскольку порой в таких легендах обнаруживают астрологические, магические и какие угодно соответствия, что занятно. Получаются этакие выдумки, но с двойным дном. Но это как-нибудь в другой раз.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
х