Старейший робинзон Европы был женщиной? За что ее оставил на острове брат-дворянин?
Хотя основоположником жанра о робинзонах» считается Даниэль Дефо, а прототипом героя романа – шотландский моряк Александр Селкрэйг, ошибочно названный Селкирком, еще в середине XVI века (т. е. примерно за 1,5 века до Селкрэйга) в числе европейцев уже имелся свой робинзон, вернее робинзониха, звали которую Маргерит де ля Рок де Роберваль.
Как видно из имени, она была благородного происхождения и состояла в каком-то там родстве с неким Жаном-Франсуа с аналогичной фамилией. Одни говорят, что он был ей родным братом, другие – что двоюродным, а третьи и вовсе считают его дядей Маргерит.
Но кем бы там он ни был, назначили его губернатором французских колоний на территории нынешней Канады, и решил он взять с собой свою сестричку (будем считать, что он был все же ее брат).
Все бы ничего, но Жан-Франсуа имел три недостатка. Во-первых, он был крайне набожным кальвинистом, а чего можно ждать от сильно верующих людей известно всем – история Европу тому пример. Кальвинисты, к слову, были в делах своих изрядными радикалами.
Вдобавок к этому Жан-Франсуа был еще и в долгах как в шелках, а Маргерит обладала неким состоянием. Ну и дополняет картину то, что благородный пуританин с пустым кошельком был капером, сиречь тем же пиратом только с лицензией. Проще говоря, легализованный грабитель и убийца.
Маргерит, вероятно, не учла этих нюансов, и, когда закрутила на судне роман с кем-то из экипажа, Жан-Франсуа взял, да и высадил ее на необитаемый остров, названный островом Дьявола или Демонов (сейчас о местонахождении этого острова ведутся споры).
Заодно пират-аристократ высадил служанку сестры и ее любовника. Кто-то считает, что такое решение объяснялось пуританскими нравами мужика, но как-то уж слишком это радикально. Более вероятно, что он и в плавание сестру взял именно для того, чтобы избавиться от нее под тем или иным предлогом, Маргерит ему и предоставила. Сплавил ее, и следы замел.
Оставшись на острове, Маргерит забеременела, но, поскольку с харчами там было туговато, ее ребенок вскоре умер. Умерла и служанка, а потом и любовник, так и оставшийся неизвестным. В итоге женщина аристократических кровей сама научилась охотиться и добывать себе пищу.
Так она прожила около двух лет, после чего к острову подошло китобойное судно, которое и отвезло Маргерит обратно во Францию.
Там на «робинзониху» свалилась популярность, и она даже удостоилась аудиенции королевы, Маргариты Наваррской, которая впоследствии написала о ее жизни изрядно романтизированную историю. Так что получается, что автором первой робинзониады тоже оказалась женщина.
Что касается самой Маргерит, то она после этого стала вести простую жизнь простой учительницы. К сожалению, мне так и не удалось узнать, что именно она преподавала. Вероятно, обучала девочек (помним, что это середина XVI века). Чему – неизвестно. Но, думаю, что точно не основам выживания.
Кстати, гаденыш-брат, к этому времени спокойно себе жил-поживал. Как именно сложились отношения между ним и Маргерит после ее возвращения на материк – неизвестно, как неизвестно и то, предъявляла ли Маргерит по отношению к нему какие либо претензии. Хотя усилиями Маргариты Наваррской имя Жана-Франсуа, чья «мораль» стоила жизни двум взрослым людям и одному ребенку, была изрядно опорочено.
Источник