Россия / 12 сентябрь 2020

Готовят ли к банкротству производителя холодильников «Саратов»?

Готовят ли к банкротству производителя холодильников «Саратов»?

2020 год обернулся значительными финансовыми сложностями для Саратовского предприятия «СЭПО-ЗЭМ»». В их числе массовые сокращения, остановка производства линий холодильного оборудования, сложные переговоры с инвесторами, запуск конвейера, а потом снова новости о грядущих сокращениях. Под угрозой ликвидации и сам бренд холодильников «Саратов». Он и сейчас поставляется по всей стране страны через десятки дилерских центров. А в советские годы продукция местного завода вполне успешно поставлялась в 37 стран мира. В географии поставок Италия, ФРГ (западная Германия), Франция.

Проиграл «зеленой экономике»

Успешно конкурировать с европейскими производителями бытовой техники «Саратову» позволяла невысокая цена в купе с надежностью и неприхотливостью. Основные узлы мастера по ремонту техники называли практически вечными. В то время как с мелкими поломками могли легко справиться не только специалисты по ремонту бытовой техники, но практически любые техники при помощи набора отверток и ключей. Благодаря этому продукцию СЭПО охотно заказывали отельеры, владельцы ресторанов и кафе, как в России, так и за рубежом.

Автор сам видел фотографии местной бытовой техники, исправно работающей даже в номерах африканских и британских отелей. Это притом, что на туманный Альбион официально холодильники не поставлялись, но узнать характерные, слегка угловатые очертания и массивную ручку Саратова можно было даже без этикетки с брендом (тем более, что на задней стенке можно было прочитать название с адресом производства в родном городе. Владельцы гостиниц объясняли, что выбор был обусловлен надежностью и живучестью Саратова, который можно было установить и забыть о ремонте на десять — двадцать лет. И куда быстрее придется делать полный ремонт в номере, чем замену холодильника в нем.


фото ligabt.ru

Но и слабости у «Саратова» тоже были. В эпоху глобализации региональному бренду по объективным причинам практически невозможно конкурировать с глобальными компаниями, которые ведут свой бизнес на всех континентах. Производительные мощности СЭПО просто не смогли давать столь широкую линейку товаров, различные варианты дизайна, получать обратную связь от потребителя, оперативно работая над качеством. Другой проблемой стала «зеленая экономика», энергозатраты были выше, чем у конкурентов. Поэтому массовый покупатель, стремящийся экономить ресурсы и заботиться об экологии обходил стороной более прожорливые на киловатты модели.

В этой ситуации можно было бы сконцентрироваться именно на узких, но более маржинальных бизнес сегментах. В поставках «В2В», для отелей, ресторанов, производстве холодильных камер и витрин. Но похоже, что этот момент был упущен.

Спикера Госдумы не пустили на завод

2020 год лишь обнажил давно назревавшие проблемы производителя. С началом пандемии появилась информация о сокращении девятисот сотрудников.

Следующим этапом должна была стать остановка конвейера и высвобождение на рынок труда еще двух тысяч рабочих. Такой поворот ситуацию не смогли игнорировать не только власти региона, но и спикер Госдумы. Для поиска решения Вячеслав Володин вместе с чиновниками местного правительства приехал на предприятие. Тем более, что в активе федерального политика уже есть кейс по решению проблемы другого знакового для региона предприятия – завода «Тролза». Ранее одного из крупнейших в СНГ производителя троллейбусов. И пусть бренд и управление прежнего менеджмента сохранить не удалось, но при поддержке господина Володина на площадку удалось привлечь инвестора, который наладил выпуск собственных троллейбусов на мощностях обанкротившейся «Тролзы». Однако напомним, что федерального гостя встретил достаточно холодный прием на Саратовском предприятии. Топ-менеджер Евгений Резник просто не пустил делегатов на завод по вескому, но формальному основанию – сославшись на оборонный статус предприятия.


фото: yandex.com

И тут стоит напомнить, что, если рядовым гражданам «СЭПО-ЗЭМ» известен как производитель холодильников. То помимо этого компания тесно сотрудничает с госкорпорацией «Ростехнологии» по направлению оборонного заказа.

Само предприятие, основанное накануне начала Великой Отечественной получило мощнейший импульс после того, как со всего запада страны на него перевозили ЖД эшелонами спешно поднятые на колеса и эвакуируемые подальше от линии фронта целые предприятий. Вместе с коллективами инженеров и квалифицированных рабочих. Людей было настолько много, что сотням пришлось первую и суровую зиму 1941-1942 годов жить в землянках спешно вырытых у заводской проходной. Но несмотря на такие тяжелейшие условия на предприятии смогли буквально за пару месяцев смонтировать цех и наладить выпуск стартеров генераторов для авиации (они назывались магнето).

Оборудование, технологии, кадровые и другие ресурсы, собранные вместе на одной площадке, дали значимый эффект. За военные годы лет «СЭПО-ЗЭМ» превратился в крупного и значимого в рамках страны производителя военной продукции.

Сейчас в его номенклатуре широкий спектр электрооборудования: агрегаты, вентиляторы, датчики, стабилизаторы, стартеры к последним моделям самолетов семейства «Су» и «МиГ». Предприятие является единственным производителем комплексных электронных регуляторов двигателей для отечественных истребителей и штурмовиков.


фото: artfile.ru

Иными словами, предприятие до сих пор контролирует ряд ключевых технологий для военной авиации и остается крупнейшим в регионе предприятием ОПК.

Два миллиарда в кредит

А кто в свою очередь контролирует само предприятие? Вышеупомянутый Евгений Резник руководит как ООО «СЭПО-ЗЭМ» а также до августа 2020 года являлся и генеральным директором «дочерней» организации – ОАО «СЭПО». В настоящее время контрольный пакет акций ОАО «СЭПО» (99,9%) принадлежат ООО «СЭПО-ЗЭМ». В свою очередь Е. Резник владеет основной долей (67%) в уставном капитале ООО «СЭПО-ЗЭМ».

Но интересно, как именно распорядился господин Резник своим влиянием на бизнес процессы в компании? В июле 2020 года он получил на собрании учредителей ООО «СЭПО-ЗЭМ» (отдельно отметим на внеочередном!!! собрании) одобрение получения данным предприятием кредита в АО «Газпромбанк» под залог активов Завода на сумму 2 миллиарда рублей. Срок кредита на 60 месяцев (5 лет) и ставка 15% годовых. К слову достаточно высокая, так как в рамках целевых программ поддержки производителей средства выделяются под 1-6%, а даже на коммерческом рынке доступно финансирование с обеспечением на 7-9%. При этом как цель кредитования была заявлена задача по финансированию хозяйственной деятельности.

Но есть предположение, что острой необходимости в получении указанного крупного кредита саратовское предприятие не имеет. В настоящее время ООО «СЭПО-ЗЭМ» заключены коммерческие и государственные контракты на общую сумму более 4 млрд рублей (439 госконтрактов на сумму 923,7 млн. рублей и 184 коммерческих контрактов на сумму 3,122 млрд. рублей). Заводом уже получены соответствующие авансы на исполнение указанных контрактов.


фото: sepo.ru

Новый кредит кратно увеличит долговую нагрузку предприятия. Которая ранее оценивалась в 650 млн рублей. В этой связи получение нового займа под залог имущества предприятия свидетельствует о намерениях менеджмента ухудшить финансовое положение завода и вполне возможно, что умышленно.

Так руководители предприятий ОПК отмечали, что предприятиям отрасли вполне доступно финансирование по средней ставке в 7,5%, а учитывая залоги получение двух миллиардов по этой ставке вполне возможно на стандартных условиях без необходимости двукратного завышения ставки до 15 процентных пунктов.

По пути в финансовую кабалу

О чем может говорить подобная финансовая политика, о ее непродуманности, а даже наличии, например, некой договоренности (или даже вероятности сговора) в лице Евгения Резника и менеджмента АО «Газпромбанк» с целью 100% вероятности получения денежных средств.

Как исключить дальнейшее распоряжение средствами с нарушением закона? Возможно ли их обналичивание собственником предприятия?

Формально, как фактический владелец Евгений Резник не заинтересован в разорении собственного бизнеса, тем более, что пока действует в рамках правового поля. Но может быть не стоит исключать вариант с выводом активов в денежной форме и последующим преднамеренным банкротством? В условиях кризиса 2020 года для крупной компании непросто найти покупателя, но вывод активов через кредит, с последующим обращением взыскания на имущество завода в такой ситуации представляется весьма прибыльной для менеджмента операцией. Остальные акционеры в случае банкротства потеряют свои доли, «Газпромбанк» заберет активы, а менеджмент двухмиллиардный кредит, если сумеет его грамотно обналичить.


фото: compromatsaratov.ru

Годом ранее подобную схему уже пытались реализовать на ПАО «Тантал» в 2019 году. Это привело не много ни мало, но к снижению экономической стабильности и утрате части промышленного потенциала крупного регионального предприятия электронного профиля. В свою очередь это создало проблемы по межзаводской кооперации для отечественных оборонных предприятий при исполнении оборонного заказа.

Повторение такой же ситуации на ООО «СЭПО-ЗЭМ» может привести к еще более крупным последствиям. Завод монополистом по производству части продукции военного, двойного и специального назначения практически для всех типов авиационной техники. Подобное развитие ситуации может негативно повлиять не только на исполнение госконтрактов, но крепко ударить по обороноспособности страны в целом, поставит под вопрос развитие авиаприборостроительной отрасли… И на этом фоне потеря бренда холодильников «Саратов» покажется лишь мелким недоразумением.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930