Жизнь / История / 12 сентябрь 2020

Куда делись альтернативные виды людей? Кто их уничтожил?

Любому понятно, что среди множества видов живых существ доминирует на планете хомо сапиенс. Конечно, бактерии в плане живучести куда успешнее, как и многие другие формы жизни, но мы за последнее время оказываем на изменение облика планеты, пожалуй, куда большее воздействие, чем бактерии, и можем довести мир до такого состояния, что даже бактериям жить будет негде. Это ли не показатель нашего могущества?

Все так: наш вид и в самом деле склонен измерять могущество способностью к уничтожению. Однако, по мнению психологов, страсть к уничтожению себе подобных также является неотъемлемой частью человеческой психики, и только попытки ограничить эту нашу черту не позволяют нам признать, что она является не столько отклонением, сколько нормой.

Куда делись альтернативные виды людей? Кто их уничтожил?

В эволюционном плане она могла проявиться еще и в том, что около 300 тысяч лет назад по нашей планете гуляло по крайней мере, 9 различных видов хомо. Теперь же остался только один.

А ранее на земле существовали и неандертальцы, и денисовцы, и эректусы, и родезийцы, и хомо наледи, и даже хоббиты. И это не считая каких-то еще толком неизученных пещерных людей, обнаруженных в Китае.

Скорее всего, будут открыты и другие виды хомо, поскольку сейчас в этой сфере прогресс идет невероятными темпами.

Так что 9 видов хомо – это еще только начало. Однако 10 тысяч лет назад от них остался только один – наш. По мнению исследователей, это можно объяснить множеством факторов, но нельзя сбрасывать и такой, как страсть сапиенсов к уничтожению.

Фактически появление хомо сапиенса положило начало шестому в истории нашей планеты массовому вымиранию, которое включает в себя как уничтожение других видов, так и растений, лесов, степей и т. д. Самое страшное в этом, что помимо уничтожения других форм жизни сама среда становится столь загрязненной, что в ней порой не может существовать или зародиться уже никакая или почти никакая форма жизни.

Обычно подобная деятельность никогда не называется своими именами. И это началось уже в древности, когда люди были, вообще-то намного менее отягощенными вопросами морали. К примеру, в Библии бог дает первым людям указание плодиться и размножаться и заполнять собой всю землю.

Звучит пречудесно, но с таким же успехом можно было приказать вырубать леса, истреблять животных и т. д. И за всеми этими современными «освоениями» и тому подобным обычно лежит банальное уничтожение.

К слову, когда СССР осваивал Север, зверья там стало намного меньше, несмотря на все пафосные слова. Когда Союз распался, и базы и поселки зачахли, популяция начала восстанавливаться, по крайней мере, отчасти.

Так вот другие виды человека мы тоже «освоили». Во-первых, это ясно из того, что они исчезли, несмотря на то, что никаких климатических или экологических катастроф не происходило.

Во-вторых, нет никаких оснований считать, что наши предки были менее кровожадны, чем мы. Чтобы убедиться в этом, достаточно поинтересоваться процентом насильственных смертей среди первобытных людей – он примерно соответствует ХХ веку.

Подтверждает нашу кровожадность и наш фольклор: подавляющее большинство героев практически любого народа – это люди, преуспевшие в убийствах под тем или иным предлогом. И это говорит о многом.

Изучение останков неандертальцев показывает, что многие из них скончались от ран. Убийцы могли быть и другими неандертальцами, но могли быть и сапиенсами, тем более что некоторые признаки указывают на то, что орудие убийства было более типично для сапиенсов.

Но факт заключается в том, что, несмотря на внутреннюю конкуренцию, неандертальцы успешно жили сотни тысяч лет, и все закончилось, когда они встретились с сапиенсами. Последние же были вооружены гораздо более разнообразно.

Сапиенсы были не такими сильными, как неандертальцы: последние вероятно были безо всяких тренировок сильны как современные спортсмены-силовики или почти настолько же. Однако сапиенсы были намного выносливее, скорее всего быстрее, нуждались в меньшем количестве пищи и обладали более разнообразным арсеналом оружия, в том числе и дальнего действия.

При этом они, судя по всему, были более склонны к взаимодействию, в том числе и с агрессивными целями. Проще говоря, если неандертальцам хватало индивидуальных стычек, сапиенсы могли организовать целое нашествие. Противостоять этому не могли неандертальцы, и, скорее всего, не могли и другие виды.

Вероятно именно последнее обстоятельство, помноженное на повышенную способность к размножению, и дало сапиенсам возможность уничтожить другие виды человека, точно так же как в последующие времена он с увлечением уничтожал другие группы уже своего вида.

То, что остается, обычно ассимилируется. Вероятно, нечто подобное произошло и с древними людьми. Сейчас в геноме современного человека (в Евразии) обнаружена небольшая примесь неандертальских генов.

Жители Австралии, Восточной Азии и Полинезии имеют следы родства с денисовцами. Есть в Азии и примесь еще какого-то вида хомо, возможно эректусов.

В Африке, которая еще недавно считалась почти чистой от примесей, обнаружены еще какие-то архаичные примеси, которые еще предстоит исследовать.

К сожалению, трудно сказать, насколько наша тяга к насилию повлияла на уничтожение других видов людей. Возможно, после того как мы их «отгеноцидили» остатки были ассимилированы.

Есть и более мягкие мнения, утверждающие, что мы в первую очередь ассимилировали и поглощали, а уничтожение было незначительным. Но такая теория предполагает, что в древности люди были не так склонны к необоснованному насилию как сейчас, что является очень смелым допущением.

Кстати, важно отметить, что сапиенс, скорее всего, не просто воевал с другими видами. Судя по нашим войнам, это занятие как средство контроля численности популяции никуда не годится.

После каждой войны, сколько бы жизней она ни уносила, начинается такой демографический взрыв, который позволяет в скором времени полностью перекрыть (с избытком!) все военные потери.

Популяция не восстанавливается только в одном случае – если ее полностью уничтожили или довели до такого минимума, из которого она уже возродиться не в состоянии (хороший пример – тасманийцы).

Так что можно небезосновательно считать, что наши предки еще на заре своего существования провели масштабный геноцид. Хотя то, что те же неандертальцы довольно долго смогли противостоять сапиенсам, указывает на то, что они были очень развитыми в интеллектуальном плане противниками.

Кстати, а если на других планетах есть жизнь, и она заинтересуется Землей, как поступит она? Признаться не знаю. Хотелось бы только одного – чтобы инопланетяне не были по своей натуре похожи на сапиенсов. Иначе нам не жить.

Вас могут заинтересовать следующие статьи:

· Аззо Бассоу: неандерталец, доживший до ХХ века!

· Самые пьющие правители мира: думаете это русские?

· Как католики в Средние века ислам грязью поливали. Лютая дичь!