Обращение к охотникам Абхазии
Хочу обратиться к охотникам из числа абхазов и жителей Абхазии. Считаю необходимым напомнить моим уважаемым соотечественникам о законах охоты, которым подчинялись наши предки. Для того, чтобы они, мои друзья и братья-охотники, не совершали преступлений перед Всевышним и Природой, за которых несомненно понесут ответственность их семьи.
Дорогие мои! Я ничего не придумываю. Всё это было известно задолго до нашего с вами рождения. Нарушая законы охоты, вы рискуете всем тем, что вам дорого. Многие из вас из красивого и достойного слова «а́шварыцаю» (ашәарыцаҩ – охотник) превращаете себя в людей, которых можно именовать только как «апскя́р» (аҧсқьар – браконьер). Вы, наверное, думаете, что всё это дедушкины и бабушкины сказки. Что это байки ветхозаветных времён. Но это не так. Вы глубоко ошибаетесь. И я вам это сегодня докажу.
По верованиям абхазов, главным покровителем охоты считается Ажвейпш или Ажвейпшаа, которого нельзя путать с Богом – Анчва (Анцәа), так как Ажвейпш не «бог охоты», как многие думают, а лишь «божественный (созданный по воле Бога) покровитель охоты». На абхазском языке Ажвейпш именуется словом «анчвахъвы́» (анцәахәы), что означает «доля (часть) Бога».
Помните фразу: «Нет божества кроме Бога»? Хочу спросить вас: как правильно перевести эту фразу на абхазский язык? Уверен, что вы её переведёте так: «Анчва и́да нчвахъв ды́къам» (Анцәа ида нцәахә дыҟам). Переведёте, но не будете правы. Почему? А всё из-за значения слова «анчвахъвы» в абхазском языке. Именно из-за того, что «божество» в абхазском понимании является «частью (долей) Бога», а не его соперником. Исходя из этого, интересующую нас фразу нужно перевести на абхазский язык как «Анчва и́да Нчва ды́къам» (Анцәа ида Нчва дыҟам). Имеется в виду то, что есть один Бог и кроме Него более нет богов.
Дмитрий Гулиа писал, что Ажвейпшу поручено Богом стеречь дичь. В книге «Божество охоты и охотничий язык абхазов», изданной в 1926 году, он пишет: «Без его разрешения никто не может убить зверей». Здесь он также сообщает, что на белых зверей нельзя охотиться и что успех охоты всецело зависит от Ажвейпшаа. По крайней мере, успех охоты должен зависеть от Ажвейпшаа, а не от «крякалок» и различных браконьерских приспособлений, используемых многими жадными до дичи современными абхазскими охотниками.
Российский этнограф Ян Чеснов пишет, что «охотник может убить только то животное, которое «покажет» ему бог охоты Ажвейпшаа». Далее он продолжает: «В минуты отчаяния человек просит бога дать ему «теплоту своих глаз», т. е. дать возможность его увидеть. Такая этика согласуется с экофильной позицией, характерной для традиционной абхазской культуры».
«Экофильной» здесь именуется позиция любви традиционных абхазов к природе. Но, к сожалению, современные абхазы большей частью отошли от своих традиций. Теперь они в массе своей стали относиться к природе так, как обычно относятся к ней ярые браконьеры. С позиции «после меня хоть потоп». Уничтожая почти всё, что видит глаз. Так, друзья мои, недолго остаться и без глаза в прямом и переносном значении этого словосочетания.
Абхазы всё меньше размышляют о светоносной сущности жизни. Беспокоясь больше о своих глазах, они начисто забывают о глазах природы. О том, что природа видит человека и сканирует всю его сущность. Как писал Я. Чеснов, это «хорошо известный факт абхазской этнографии».
Запомните, дорогие мои соотечественники, что, охотясь, как браконьеры, вы нарушаете все мыслимые и немыслимые законы вселенной. Законы Бога и Природы. Вы делаете то, что называется абхазами словом «тза́сым» (ҵасым). Нельзя на охоте убивать животное, когда оно пьёт или пасётся, а также стрелять в животное, имеющее детёнышей. Нельзя, занимаясь рыбалкой, пользоваться электроудочками. Нельзя взрывать динамит на реке, чтобы добыть больше рыбы. Берегите себя и, главное, свою душу от греха. Берегите детей. Ибо ваши грехи, в особенности тяжкие, бьют прежде всего по ним. Питайтесь чистой пищей. Той, которая дарована вам самим Богом. Будьте здоровы и счастливы!
*Люди, указанные на фотографиях, – это те, кто охотится в горах Абхазии, не нарушая заветов и предписаний от наших предков.
Источник