Жизнь / История / 15 сентябрь 2020

"Вторую скрыть не могу": полковые дуэли и командирский долг

"Вторую скрыть не могу": полковые дуэли и командирский долг

Летом 1846 года в Нижегородском Драгунском полку произошла дуэль, ставшая роковой для одного из противников. Стрелялись поручик Тутолмин и штабс-капитан Яковлев. Дуэль стала следствием непростых отношений, которые складывались между "коренными" нижегородцами (Тутолмин) и прибывшими в недавно созданные новые эскадроны из России (Яковлев). Несмотря на то, что Яковлев слыл хорошим стрелком, он промазал и, спустя два часа умер от раны, полученной от Тутолмина. Полковник Круковский, командир полка, скрыл факт дуэли, написав наместнику князю М. Воронцову, что штабс-капитан был убит хищником во время охоты. Версия устроила Воронцова, который слышал об обстоятельствах дуэли, но очень уважал Круковского за его командирские способности и личную храбрость.

"Кто-то, думая озадачить Круковского, спросил его в присутствии наместника: правда ли, что его офицер убит хищником? - Да, он убит хищником, отвечал спокойно Круковский: - он содержал свою старуху мать, и когда был убит, она лишилась последних средств к существованию: у нее похитил их тот, кто убил ее сына; его-то я и назвал в своем донесении хищником. Князь только одобрительно закивал головою (Потто В. История 44-го Нижегородского Драгунского полка).

Следует отметить, что при этом сам полковник Круковский, как узнали уже после его смерти офицеры, высылал матери погибшего офицера содержание из своих средств, которое она получала якобы от сына.

Однако тенденция дуэлировать никуда не делась, а потому 5 марта 1847 года к командиру полка пришел прапорщик Покатилов и доложил, то убил на дуэли прапорщика Щепановского. "Опять дуэль", задумчиво проговорил Круковский. "Оставьте, Покатилов, вашу шашку и ступайте домой. Первую дуэль я скрыл, вторую скрыть не могу".

Вызов был сделан Покатиловым, который что-то не поделил с Щепановским за картами вечером 4 марта. Откладывать дело в долгий ящик не стали и стрелялись в 6 утра 5 марта. Секундантами были поручик Шангирей и прапорщик Филимонов. Щепановский стрелял первым, и его пуля попала в палец левой руки Покатилова, который стоял в пол-оборота и держал руку за спиной.

"Не я, а вы меня оскорбили, Щепановский. Прошу вас, извинитесь, и все будет кончено", заявил Покатилов. "Стреляйте!" отвечал Щепановский. Покатилов поднял пистолет - и пуля попала прямо в лоб Щепановскому. Он упал как подкошенный. Секунданты бросились к нему на помощь, но сердце Щепановского после нескольких слабых ударов ударов остановилось. Он был убит наповал" (Потто В. История 44-го Нижегородского драгунского полка).

Такого исхода никто не ожидал: секунданты настояли на максимально возможной дистанции - 25 шагов - в надежде на промах (при этом Щепановский слыл отличным стрелком, тогда как Покатилов вообще не брал в руки пистолета). Тем не менее, случилась трагедия, и делу был дан официальный ход, а дуэлянт и секунданты отправлены в крепость. Ситуация усугублялась для них тем, что кавказский наместник, князь Михаил Воронцов не терпел дуэлей, и все ожидали самых суровых последствий. Однако решение князя поразило всех: виновным был вменен только арест.

Как оказалось, Круковский написал наместнику письмо, в котором говорилось о боевых заслугах этих офицеров, их примерном поведении и о том, какую потерю понесет полк, потеряв их. Кроме того, командир полка просил наместника ограничиться только их арестом в качестве награды за собственные его заслуги, которые были и которые он надеялся еще оказать в будущем.

"Главнокомандующий видел, что "Байард", как он называл Круковского, заходит слишком далеко в своих похвалах, что в лице трех молодых офицеров Нижегородский полк не мог понести потери, которая была бы не вознаградима; но тем не менее, тронутый его энергическим заступничеством, утвердил его приговор. "Нельзя отказать этому человеку", сказал он , указывая на лежащее перед ним письмо, "нельзя отказать, потому что для себя он никогда ничего не просит" (Потто В. История 44-го Нижегородского Драгунского полка).
[img]"[/img]

Феликс Антонович Круковски й погиб в 1852 году под Урус-Мартаном в бою с мюридами Шамиля будучи уже в чине генерал-майора и в должности наказного атамана Кавказского линейного войска . В своем письме военному министру князь Воронцов писал:

"Если бы выбрать из войска тысячу лучших людей, и у каждого из этих людей взять его лучшие достоинства и качества, то и тогда сумма их не перевесила бы тех качеств, которыми обладал покойный атаман, совершенно незаменимый для нашего Кавказского казачества".

О нижегородцах, лучших драгунах русской армии, можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930