Спустя год после смерти Альберта Разина в Удмуртии спорят о родном языке
Кто и каким образом использует имя национального активиста Альберта Разина в политических целях.
10 сентября 2019 года Альберт Разин провел в Ижевске одиночный пикет, держа в руках транспарант с цитатой из Расула Гамзатова «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Тогда, стоя с плакатом, он, преподаватель научного коммунизма, изучавший социальный генезис удмуртского села в 1970-х, и активист удмуртского национального движения с 1990-х, для себя уже поставил точку в своей жизни.
На ступенях Государственного совета в день сессии активист пытался передать депутатам свое обращение, где излагал свое видение национальной и языковой политики в Удмуртии, жестко критикуя работу в этом направлении властей региона. Племянник Альберта Разина, Николай Шабалин, рассказал корреспонденту РИА «SM News», что в этом обращении, как и в деятельности погибшего активиста, не было никакого экстремизма: «Он не доказывал никогда с пеной у рта превосходство удмуртов и удмуртского языка. Над другими языками, над другими национальностями. Он был интернационалист по духу. Он всегда призывал к мирной жизни. Толерантность в нем сидела… Но он был по характеру достаточно резкий. У него не было полутонов. Только белое или черное. Зачастую и красок других может быть не замечал, потому что он был нацелен на конечный результат всегда. Поэтому, когда он ставил себе цель, он шел к этой цели до конца. Он мог бы что еще попутно сделать, но он все остальное отметал в сторону. Отодвигал, проходил дальше, к той цели, к которой он шел. Но в национальном вопросе, он всегда стоял на позициях интернационализма».
Далее, раздав несколько экземпляров своего письма, Разин дал короткое видео-интервью сопровождавшим его молодым людям, увлекавшимся реконструкцией удмуртских ритуалов в этно-футуристическом стиле. После этого отошел на несколько минут и вернулся, чтобы завершить свое последнее дело. Самоубийство Разина было страшным. Еще несколько часов после трагедии врачи реанимации 1-ой Республиканской клинической больницы пытались поддерживать жизнь в обгоревшем на более чем 90 процентов теле. Но в частных разговорах, не под запись, признавались, что прогноз однозначный и неутешительный. Пострадавшему должно было исполнится 80 лет, а с такими поражениями и молодые умирают стремительно.
После смерти была найдена записка, где Разин прощался с родными и завещал кремировать его тело, а прах развеять рядом с селом, где родился. Правоохранительные органы тогда завели уголовное дело о доведении до самоубийства, но найти подтверждение факту совершения такого преступления не смогли.
Вдова погибшего Юлия Разина, рассказала корреспонденту информационного агентства «SM-News» свою версию того, как активист мог дойти до решения расстаться с жизнью: «Перестали его печатать в СМИ, потому что-то ли власти запретили, то ли кто-то конъюнктурно учуял, что может лишиться должности или редакторского места, если будет продолжать с ним дружить. Мне больше нечего сказать, кроме того, что я даже лично съездила в Москву, чтобы передать одно из писем Путину, но до сих пор не знаю, дошло ли оно до него». Юлия Разина утверждает, что виной всему — политика властей в отношении удмуртского языка: «Письма Альберта Алексеевича хотя бы один депутат <…> принял всерьёз? О да, приняли! Поэтому постарались как можно скорее оскорбить его, обозвав «удмуртским пигмеем», поскорее приняв тот закон, против которого он как раз-таки писал в своих обращениях!»
Николай Шабалин полагает, что своим решением Разин хотел добиться того, чтобы его мнение стало более весомым: «Если палку согнешь чуть-чуть больше, чем нужно, она обратно встанет в ту позицию, которая вас больше устроит. Но он не был радикальным каким-то националистом, как его хотят выставить».
К моменту гибели Альберт Разин был активным участником удмуртского национального движения «Удмурт Кенеш». Был он и верховным жрецом, проводившим ритуалы, как он считал, в возрожденной удмуртской религиозной традиции, в которой, правда никогда не было ни строгой иерархии, ни даже разработанной системы догматов. Но теперь в Ижевске есть новый верховный жрец Николай Михайлов, который собирает деньги на памятник Альберту Разину. Он же организовал возложение цветов к месту гибели Альберта Разина, на которое собрались десятки людей. Памятник жрец видит уместным в одном из парков в центре Ижевска, который еще сам Разин когда-то посчитал священным местом.
У Николая Шабалина к вопросу увековечивания памяти дяди и роли нового жреца в этом деле есть свое особое отношение: «Как к памятнику – положительно. Как к методу его работы (Николая Михайлова) – не поддерживаю. Потому что я в преддверии и после годин слушал его выступления – зачем хаять ту страну, из которой мы вышли? Тот же Советский Союз. Я понимаю, там было много всего всякого негативного. А Альберт Алексеевич был преподавателем научного коммунизма. Он же не отказывался от коммунистического какого-то продолжения. Он всегда стремился помочь людям, которые нуждались. Он по духу интернационалист. А его пытаются представить каким-то радикальным националистом. Что – только удмурты и все».
Неожиданно сильно возбудились националисты в соседнем Татарстане. Мнение скандально-известного Всетатарского общественного центра выразил Фарид Закиев. Его слова приводит сайт Idelreal, входящий в структуру корпорации «Радио «Свобода», которую основали и напрямую финансируют власти США. Альберта Разина Фарид Закиев назвал «наш национальный герой, наш Данко, как из рассказа Максима Горького «о пламенном сердце». Сайт американского «Радио «Свобода» в Татарстане приводит и уже откровенную ложь активиста ВТОЦ — Всетатарского общественного центра Кашифа Гатина о запрете на изучение родного языка: «Сейчас малочисленные народы лишились права изучать свой родной язык. Я имею в виду закон о добровольном изучении национальных языков». Этот фейк очень популярен в среде самых разных националистов, которые используют его в политических целях.
Использование имени Альберта Разина в политических целях вызывает озабоченность у Николая Шабалина: «Справедливость ищут там, где ее нет. К сожалению, зачастую ее ищут те люди, которые имеют представление об этом очень смутное. Это та волна, на сегодняшний день, на которой кто-то пытается войти в политику, кто-то пытается свою нишу где-то там найти, растолкать».
Трактовки трагедии Альберта Разина, выдвигаемые самыми разными политиканами и пропагандистами, смущают его племянника. Николай Шаболин, внимательно отслеживая происходящее в информационном поле в связи с годовщиной гибели дяди, говорит: «Сейчас я в интернете в преддверье вот этих годин посмотрел все материалы, там шабаш идет. В первую очередь, заказные статьи. За которые платят борзописцам. Чем больше оборотов пасквильных, тем больше, наверное, и получают. Это одна сторона. Другая сторона, которые – не знаю откуда они взялись, но хотят опять-таки показать, что Альберт Разин был такой радикальным удмуртом. Не был он таким радикальным удмуртом. Он был просто удмуртом, который очень переживал, что язык удмуртский с земли исчезнет. Исчезнет в ближайшие 50-80 лет. Потому что прецеденты есть. Империи ацтеков, майя, инков – такие мощные империи были. Они исчезли. Понятно, что материальная культура какая-то осталась. Но большей частью она исчезла».
Шабалин признает, что проблема языка во многом – тенденция мировая. Под угрозой находятся все языки малых народов. Николай Шаболин считает, что необходимо что-то делать ради спасения удмуртской речи и культуры: «Даже если школьную программу взять, три класса национальный язык изучать – уже сохранность языка была бы на порядок выше. Есть и другой нюанс. Если вы обратите внимание. Это началось не сегодня. Это началось еще в годы советской власти, когда удмуртская интеллигенция своих детей почему-то не учила языку в городах. И это проблема всех этносов, не только удмуртов».
Языки малых народов во всем мире подвержены опасности исчезновения. В 2002 удмуртским языком владели 463 тысячи человек, а в 2010 разговаривать на нем могли уже только 324 тысячи. К примеру, в Шотландии собственно шотландским языком по переписи 2011 года владели 57 375 человек. Но между 1991 и 2001 году отмечено 11-процентное сокращение численности носителей. Есть и такой пример: в Испании насчитывают 4,5 миллиона жителей, которые носят баскские фамилии. Но говорящих на языке басков в Испании насчитывают около 700 тысяч. Печальная мировая тенденция заключается в том, что все меньше молодых людей владеют родным языком, все чаще на нем общается только пожилое поколение.