Жизнь / История / 16 сентябрь 2020

Правда ли, что мать Леонардо да Винчи была черкешенкой?

Происхождение великого итальянца до сих пор остается во многом туманным, и большая часть тумана исходит со стороны его матери. Кем считал себя сам Леонардо сказать сложно. Не факт, что он вообще об этом задумывался. Хотя по своему воспитанию он, безусловно, был итальянцем эпохи Возрождения. Но вот его мать…

По мнению некоторых исследователей, она была черкешенкой и происходила из Черкессии. Сразу скажу, что эти исследователи по большей части тоже являются черкесами-адыгами.

Правда ли, что мать Леонардо да Винчи была черкешенкой?

Что касается итальянских исследователей, то верящих в адыгское происхождение матери итальянского гения там немного, хотя некоторые допускают, что могло быть и такое (помимо адыгской версии выдвигаются и другие, впрочем, так же слабо аргументированные).

По мнению тех, кто настаивает на черкесской версии, доказательством этому служит знаменитая Мона Лиза, которая по некоторым предположениям может воплощать образ матери Леонардо да Винчи.

Говорят, что скулы у Джоконды совершенно неитальянские, и там женщину с такими чертами встретить просто невозможно. А вот в Черкессии Джоконды, надо полагать, ходят повсюду. Не слишком надежное основание, стоит признать.

Впрочем, с Джокондой и в самом деле много неясного. Если оставить в стороне все технические изыски, понятные по большей части только художникам, то открытым остается вопрос: кто эта женщина?

Первым на этот вопрос попытался ответить биограф художников той поры – Джорджо Вазари. Он сказал, что на портрете изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Также он сообщил, что портрет завершен не был, что для да Винчи было в порядке вещей.

Только остаются вопросы, отчего Леонардо не отдал портрет, а вместо этого повсюду брал его с собой. Также непонятно, откуда у Моны Лизы при живом муже взялась траурная вуаль. Впрочем, если учесть, что Леонардо умер, когда его биографу было только 8 лет, становится ясно, что Вазари уже и сам знал далеко не все.

Поэтому споры продолжаются, и вариантов высказывается чуть более чем много. Один из них говорит, что такая любовь к портрету объясняется тем, что Леонардо написал портрет своей матери, которая доживала последние дни вместе с сыном.

Как говорил один из ранних биографов Леонардо, мать художника была незаконнорожденной дочерью какого-то аристократа. Другие источники говорят, что Катерина была необычайно красивой, но представляла низший класс общества, из-за чего отец Леонардо и не женился на ней.

Один американский биограф Леонардо говорит, что нежелание жениться на Катерине объяснялось тем, что она была черкесской рабыней.

[img]"[/img]

При этом ее происхождение было благородным, поскольку ее отец был адыгским князем, имевшим внушительное состояние. Мол, отец мечтал о мальчике, но родилась дочь, и он продал ее одному работорговцу, который продал девочку одному флорентийскому банкиру. А когда она выросла, то повстречалась с отцом Леонардо.

Свежо предание, но верится с трудом. Меня здесь удивляет не само адыгское происхождение (оно не столь уж невероятно), сколько сама история, в которой горский аристократ продает в рабство свою же дочь! Видимо, биограф мало что знал о северокавказских горцах.

Да, черкесы долгое время продавали в рабство пленников, среди которых были и свои соплеменники. Некоторые могли продать даже собственных детей, тем более что участь черкесского раба была не так уж печальна. Зачастую она была лучше, чем на родине, где они могли только в клочке земли ковыряться.

Черкесские рабы ценились очень дорого, поэтому для каменоломен их не покупали. Обычно они жили в хороших условиях, и даже могли сделать карьеру, как мальчики, из которых формировали войска в Египте.

Но, несмотря на это, ни один аристократ не продал бы в рабство своих детей! Это просто бред маслом! И уж тем более бредово выглядит мотив: хотел мальчика, а родилась девочка. Можно подумать, что это был его единственный шанс. Да в ту пору женщины рожали по дюжине детей, среди них были дети обоих полов, и это воспринималось как норма. Так что это версия не о черкесском князе, а о черкесском психбольном князе.

Если что, я на Кавказе был, и скажу точно, что дети там возведены в культ. Да и те описанные мной малоимущие черкесы, которые все же отдавали своих детей в рабство, замечу, делали это не от гнева, и не от злости, а потому что желали своим детям лучшей доли.

Так что не верю я словам этого биографа. Тем более что в его книге что-то уж слишком много подробностей из жизни Катерины и ее горского отца. Откуда у американца столько информации, тогда как другие биографы, положившие на это жизнь, ее так и не нашли? Думаю, секрет в богатой фантазии, и легендах о черкесских рабынях.

Об их красоте и, скажем так, мастерстве, ходили легенды даже тогда, когда этих рабынь уже и в помине не осталось. Американцы даже в XIX веке устраивали шоу с фальшивыми черкешенками, которые были даже меньше похожи на черкешенок реальных, чем киношные русские – на реальных русачей.

Вот на эти легенды биограф-публицист и «повелся». Или сознательно раздул их, зная, сколь падка широкая публика на «клубничку» с рабынями и наложницами.

Между тем черкесских рабов в Италию и в самом деле ввозили, и это отражено в документах. Обычно это отмечалось особо, поскольку товар был дорогим. Начиная с 1366 по 1397 годы, судя по средневековым документам, во Флоренции было продано 329 черкесских рабыни. Получается примерно по 10 рабынь в год. Для одной Флоренции не такая уж маленькая цифра. И примерно на этот период в этом городе появилась и мать Леонардо.

Кроме того можно не сомневаться, что, в результате ввоза черкесских рабынь и некоторого количества рабов-мужчин, в Италии жило довольно много людей частично черкесского происхождения. Смешанное происхождение имели и некоторые аристократические семейства или часть их потомков.

Известно, что у знаменитого флорентийца Козимо Медичи была черкесская рабыня, от которой у него был сын. К Леонардо этот сын отношения не имеет, но интересно, что отец художника были приближен ко двору Козимо Медичи, где он, вероятно, мог познакомиться с кем-то из черкесских рабынь, которых у Козимо, который мог позволить насытить свой двор самым дорогостоящим товаром, наверняка была не одна и не две.

[img]"[/img]

Сами итальянские историки говорят, что некоторые сведения можно расценить в том ключе, что мать Леонардо была заведена откуда-то с Востока. Интересно и имя матери. Дело в том, что, не желая морочиться с непонятными иностранными именами, в Италии рабынь часто переименовывали в Катерин. К сожалению, это всего лишь намеки, и четких аргументов в пользу этой теории нет.

В заключение могу сказать, что мне доводилось читать пламенную проповедь о том, что мать Леонардо была еврейкой. Правда, это тоже популяризировалось гражданами евреями, и в это тоже вкладывался какой-то особый смысл.

Если же не верить эмоциям, то нужно признать, что пока что нам о матери Леонардо известно почти ноль. Если же она окажется иностранкой, то это, вероятно, будет подтверждением не в пользу чудодейственности черкесских еврейских или каких-то еще кровей, а в пользу того, что метисы – народ особый.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
х