Россия / 17 сентябрь 2020

Отсутствие прозрачного и простого механизма мешает контролю за строительством

Отсутствие прозрачного и простого механизма мешает контролю за строительством

Уголовное дело возбудили после жалоб жителей некачественного дома и ряда публикаций на эту тему, в том числе по телевидению.

Белгородские следователи ищут виновных в особо крупном мошенничестве. По нашей просьбе эксперт-юрист оценил ситуацию со злосчастной новостройкой. А пока — предыстория.

Ещё несколько дней назад об этом на всю страну поведал телеканал НТВ.

Вот что сообщили, если вкратце, телевизионщики. Например, для семьи Дорониных вселение в новую квартиру по программе переселения из аварийного жилья стало днём изумления. Тележурналисты даже для красного словца упомянули слово «трагедия», якобы хозяйку могло придавить входной дверью. И тут телезрители видят, как Татьяна Доронина легко поднимает и переставляет эту самую незакреплённую дверь.

Так нам становится понятно, что это так называемая «китайская офисная дверь», поднять которую под силу даже ребёнку. На вид — это дешёвые металлические двери из такого сплава, что вскрыть их поверхность можно консервным ножом.

Затем речь в телесюжете идёт о том, что строители уже полгода пытаются как-то скрыть дефекты новостройки, однако тем самым лишь усугубляя ситуацию. Мы видим обескураженного мужчину в подвале с текущими трубами.

А затем всё та же Татьяна Доронина рассказывает и показывает, что незакреплённый балкон, в щели которого пролезала рука, качался. И строители просто использовали монтажную пену, причём явно не лучшим образом: на полу присохли излишки пены и валяются пустые баллончики из-под неё.

Чердак поражает ещё больше: он не утеплён, а деревянные конструкции крыши шатаются от прикосновения.

В подвале канализация обильно течёт, поливая электропроводку. Упомянутые телевизионщиками плесень и блохи не видны в силу их скромных размеров, но после видео с протечками можно поверить даже в земноводных.

Слово предоставляют жительнице нехорошего дома Валентине Макаровой. Женщина средних лет делится опасениями за безопасность заселённых в дом людей. И добавляет, что в здании, дословно, «вытяжек нет, канализации нет», а также нет форточек для проветривания.

А затем тележурналисты берут быка за рога и сообщают, что по контракту долевого строительства администрация города Шебекино вложила в возведение длинной трёхэтажки для переселенцев из ветхого жилья 39 миллионов рублей бюджетных средств. Проницательный телезритель может воскликнуть, что за 39 квартир 39 миллионов — это так мало, что недочёты строительства были неизбежны. Однако тут же сообщается, что площадь квартир — лишь 20 квадратных метров.

Кстати, на рынке жилья даже в областной столице, Белгороде, можно приобрести за 1,7 млн ₽ квартиру площадью больше 30 «квадратов», причём без опасных для проживания недостатков.

В среднем номинальная начисленная белгородцам зарплата — более 36 тыс. рублей. В действительности эти деньги получают далеко не все. А на стройках нередко используют дешёвую неквалифицированную рабочую силу, и даже несовершеннолетних. То есть шансы построить за 39 миллионов 39 сносных квартирок были.

Далее в телесюжете потерпевшие, а иначе жителей дома не назовёшь, показывают такое количество недостатков, что перечисление их займёт слишком много драгоценного времени наших читателей.


Показали по ТВ и начальницу управления капстроительства Шебекинского горокруга Инну Ткачёву. Она сообщила, что директор строителей Кислых Лёха, а именно так он записан в её телефоне, должен устранить все недоделки. И под запись телекамер Кислых заявляет по телефону, что ещё пару недель — и все недоделки будут устранены.

Впрочем, жильцы дома уже говорят о его аварийности, а не просто о недоделках.

И вот в региональном следственном комитете сообщили о возбуждении уголовного дела по статье о мошенничестве в особо крупном размере. Шебекинская межрайонная прокуратура в результате перипетий с домом номер 17 на ул. 50 лет Октября усмотрела в событиях факт хищения денег при продаже некачественного жилья. То есть чиновники из шебекинского УКС говорили о недоделках, а прокуроры прямо заявили, что квартирки для жилья непригодны.

Корреспондент портала Sm.News обратился за комментарием в региональный Следственный комитет.

«Дело возбуждено по факту. Пока у нас нет в деле подозреваемых, обвиняемых, — пояснила ответственная за взаимодействие со средствами массовой информации старший помощник руководителя Елена Козырева. — Мы будем устанавливать, кто эти деньги похитил, среди подрядчиков, субподрядчиков, заказчиков и так далее. И, соответственно, будем давать правовую оценку действиям администрации, которая эти квартиры купила».

В УКС Шебекино прямо сказали, что ничего пояснять для этой публикации не будут.

Затем корреспондент Sm.News решил, что логично обратиться за комментариями в Управление государственного строительного надзора Белгородской области. Там общались более активно, но не представляясь. Суть разговора свелась к тому, что Стройнадзор контролирует возведение зданий общей площадью от полутора тысяч квадратных метров. Затем в ведомстве посоветовали звонить в УКС Шебекино. Как говорится, круг замкнулся!

Казалось бы, нарушение в итоге выявлено, и теперь лишь дело за правоохранителями. Но какую истину из всей этой ситуации может извлечь читатель? Что делать другим очередникам из аварийного жилья, которые набредут в интернете на эту публикацию и захотят найти в ней полезный совет?

В качестве эксперта на вопросы корреспондента ответил Михаил Мешков, белгородский адвокат с юридическим стажем 23 года.


Итак, наш эксперт пояснил: «Есть такая процедура, как государственный строительный надзор. И, соответственно, его осуществляет одноимённая организация: Управление государственного строительного надзора по Белгородской области. Возведение объектов капитального строительства, таких как жилой дом, должно осуществляться под их контролем начиная с проектной документации. И, соответственно, они должны контролировать строительство и в процессе, и «на выходе», и так далее. Но, как мне видится, тут есть загвоздка. То есть, к примеру, я недобросовестный застройщик. Допустим, мне в чистом поле выделили участок, и я начал строить там трёхэтажный многоподъездный жилой дом и никого об этом не уведомил. Вообще-то, тут должен быть контроль муниципального образования, которое мне выделило этот земельный участок. Да и само предоставление мне земли должно происходить со сбором определённой информации. Но вообще, контролирующий орган — это Госстройнадзор».

Но как быть с утверждением неизвестного сотрудника этого ведомства, что они контролируют строительство зданий не менее определённой площади?

На это Михаил Мешков пояснил: «Статья 54 Градостроительного кодекса гласит, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе. А те, которые не подлежат, у нас указаны в статье 49-й того же Градостроительного кодекса. Итак, среди не подлежащих экспертизе строений указаны и те, площадь которых не превышает полутора тысяч квадратных метров. Но в законодательстве при этом есть оговорка: «которые не предназначены для проживания граждан». Так что многоквартирный жилой дом не может быть исключением из правил».

Итак, понять законы — дано не каждому. Но как же рядовой гражданин сможет проконтролировать строительство для него жилья?

«Гражданин самостоятельно никак не сможет это проконтролировать. Есть при этом оговорка: теоретически кто угодно может обратиться к должностному лицу и сообщить о недостатках, написать жалобу. Но это, скажем так, большая бюрократическая процедура. В данном случае будут требовать соблюдения форм обращений и так далее. И, скажем так, человек с улицы сделать это не сможет. То есть единственная возможность у обычного человека как-то себя оградить от получения некачественного жилья — это на стадии приёмки квартиры пригласить специально обученного человека, эксперта в строительстве, который проверит хотя бы визуально это жильё, дабы отразить недостатки в акте приёма-передачи, и не принимать плохо построенное жильё».

Но на стадии строительства сделать это практически невозможно, считает белгородский юрист.

«Давайте попробуем зайти на стройку, на любую, — продолжил Мешков. — На личном опыте скажу, что мне удавалось убедить охранника пропустить меня. Но далеко не каждый так сделает, и далеко не каждого пропустят увидеть свою квартиру на стадии строительства, даже если вы за неё заплатили».

На примере сложившейся ситуации может сложиться впечатление, что при получении нового жилья по программе переселения из жилья ветхого граждане полностью зависят от контроля чиновников. Но при этом не существует узаконенной удобной процедуры контроля над новостройкой самими людьми.

«Совершенно верно, — подтвердил вывод корреспондента эксперт. — Прозрачного и простого механизма нет. Только борьба каждый сам за себя».


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031