Россия / 24 сентябрь 2020

Кому нужна вера напоказ

Кому нужна вера напоказ

Граждане России имеют право на свободу вероисповедания, в том числе на выбор способа его проявления – индивидуально или совместно с другими. Зачастую для второго варианта некоторые представители той или иной религии создают дополнительные удобства в виде возведения специальных молельных домов. Другое дело, что на подобного рода строительство даже в частной зоне необходимо получить разрешение в территориальных органах власти

Надо ли демонстрировать окружающим приверженность той или иной религии? На этот счёт у представителей разных вероисповеданий (даже среди сторонников одной Веры) порой имеются полярные мнения. Кто-то считает, что излишнее проявление своей набожности не красит человека.

Иные, наоборот, уверены: надо не только открыто демонстрировать любовь к Всевышнему, но и убеждать окружающих «встать на путь истинный». В этом плане показательным примером может служить Северный Кавказ последнего десятилетия, в частности – Карачаево-Черкесия.

Ещё в 80-е годы прошлого века местные жители если и проявляли свои религиозные предпочтения, то лишь во время праздничных христианских или мусульманских мероприятий. Распад союзного государства повлиял на многие сферы жизни, не исключение – отношение к Вере. Нет, люди не стали более или менее набожными.

Например, христианство на эту землю пришло очень давно. Так, древнейшие православные храмы появились на территории нынешней Карачаево-Черкесии около 10 веков назад. Примерно 3-5 веков спустя некоторые народы начали исповедовать Ислам. Однако на протяжении столетий религия являлась для жителей этих мест скорее возможностью черпать внутренние резервы, когда человеческие силы уже были на исходе, чем предметом споров об истинности убеждений.

Но в последние десятилетия у части населения набожность переросла в демонстрацию приоритета религиозных законов над общегражданскими. Если взять, к примеру, одежду и быт народов Кавказа с зарождения (у каждого, разумеется, своя дата) и до конца прошлого века, в них почти всегда угадывались национальные черты. Конфессиональные – возможно, но лишь самую малость.

Распад Советского Союза стал этакой отправной точкой, когда люди получили реальную возможность сравнивать жизнь у нас и, так сказать, за бугром. Но, как не раз бывало в отечественной истории, из зарубежного опыта мы опять взяли не то, что необходимо и лучше, а по принципу – чтобы было.

В Карачаево-Черкесии относительно мирно уживаются представители разных конфессий. Однако никогда ранее молельные дома не располагались на частных подворьях. Церкви, мечети всегда были украшением населённых пунктов — как больших, так и маленьких.

Информация от властей о планах на их строительство разносилась на всю округу и становилась для верующих настоящим праздником. Теперь многое изменилось. Человек, имеющий возможность построить у себя во дворе мечеть, непременно это делает, зачастую в обход Закона.

Собственно, это и стало причиной сноса мечети в соседнем с Карачаево-Черкесией Невинномысске. В конце лета некоторыми блогерами и представителями религиозных общин был поднят шум вокруг демонтажа незаконно установленного здания. Кто-то даже утверждал, что в Ставропольском крае нарушены права верующих. Мол, вслед за этим актом могут последовать другие, столь же «кощунственные». Никто из высказывавших подобные мнения даже не попытался разобраться в ситуации. Хотя стоило бы.

Хорошо ещё, что часть мусульман поддержала снос постройки. Дело в том, что по документам здание числилось складским помещением. Планировалось, что инициаторы строительства позже постараются переоформить его назначение на религиозное. Не вышло. Городской комитет по управлению муниципальным имуществом обратился в суд с иском о признании здания незаконной постройкой. В декабре прошлого года в Арбитражном суде Ставропольского края иск был удовлетворён. Постройка признана незаконной и подлежала сносу. В августе вердикт привели в исполнение.

А ведь всего этого могло и не быть. В Уставе Духовного управления мусульман Ставрополья детально прописана процедура создания новых мечетей и молельных домов. Порядок получения разрешения обсуждался на самом разном уровне, в том числе с приглашением имамов. Увы, не все восприняли те встречи и слова всерьёз. Зато сколько шумихи было поднято вокруг, якобы, нарушения прав верующих?!

А теперь перенесёмся на территорию Карачаево-Черкесии. Подобных случаев здесь не было. Не в том смысле, что тут не строят мечети. Строили и, похоже, будут строить. Просто в этом регионе отношение к подобного рода действиям всегда развивается по одному сценарию и с одним общественным мнением. «Дайте людям жить, как им хочется!» Мол, хотят строить мечеть на территории, предназначенной под жилую застройку, — пусть! Кому это мешает?

За примерами далеко ходить не надо. Захотелось одному жителю станицы Красногорской установить мечеть около своего дома по улице Тракторной? Зачем интересоваться мнением соседей, брать у кого-то разрешение? «Возведу-ка я себе на радость!» – решил мужчина. И вот одни станичники теперь в восторге от возможности молиться в специальном месте, другие – возмущены самовольной постройкой рядом с жилыми домами.

Посёлок Архыз, Мостовая поляна. Через эту местность на слиянии трёх рек постоянно проходят туристические маршруты. Разве кому-то может прийти в голову испортить подобную красоту какой-нибудь современной постройкой? Оказывается – да! На участке, находящемся в аренде (не в собственности!) у местного жителя, не так давно возведена мечеть. И если в Ставропольском крае с самовольными постройками худо-бедно справляются, то в Карачаево-Черкесии не снесено ни одно незаконное сооружение подобного типа.

Хотя, если задуматься, в Черкесске и республике проживают представители разных конфессий. По соседству с мусульманским новостроем могут располагаться дома людей из числа христиан, буддистов и так далее. Им, не исключено, будет попросту некомфортно слышать через определенные промежутки времени религиозные песнопения. Даже если те звучат красиво и кому-то из других жителей нравятся.

Вера напоказ. Зачем демонстрировать окружающим то, чем наполнена душа человека? Чтобы быть открытым для них? Сомнительно. В последние годы на улицах можно увидеть немало людей, кому религия поменяла их представления о моде и поведении среди себе подобных. Как получилось, что их общение с представителями других конфессий или атеистами постепенно переходит в плоскость: «молодая религия значит лучшая, самая правильная»?

В Конституции России прописано, что человек имеет право на свободу вероисповедания либо не исповедовать никакой. Но, похоже, это далеко не всегда так. Потому что «не такой как большинство» нередко становится объектом насмешек, а то и нападок. «Надо, должен! Твои предки были правильными, а ты…» Хотя о предках сказано выше. Они были обычными, нормальными. Как все.

На днях довелось стать свидетелем того, как по одной из улиц города женщина средних лет вела за руку дочь лет 6-7, которая хныкала, что ей нехорошо. Ещё одна девочка, чуть постарше, плелась чуть впереди. На всех – хиджабы. И это в 35-градусную жару! Ладно старшая дама замужем и скорее всего должна так выглядеть по религиозным правилам (не путать с национальными традициями – таких точно не было).

Но младшие в чём провинились? Или чтобы с детства привыкали к новым реалиям? А ведь прививать любовь к Исламу (как и другой религии) можно иными, куда менее радикальными способами. Хотя чего ожидать, если иное одеяние девочки теперь подвергается куда большему порицанию, чем её воспитание.

А ведь думать надо не о том, как выглядишь перед другими, насколько ты на вид набожный, а о том, что у тебя внутри и как относишься к людям, независимо от их взглядов на Веру.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
х