Трудно поверить, сколько мусульман европейцы сделали рабами! Их было почти столько же, сколько русских рабов!
Есть такой штамп «турецкие галеры». Ну и вообще мусульманские плавсредства, отправившись на которые любой обреченный на принудительные «занятия греблей», фактически становился смертником.
Этот стереотип не на пустом месте возник, но он однобок в том, что рисует только одно направление движения рабов – из Европы в исламский мир, который был якобы куда более привязан к рабству, чем мир христианский. Да вот только на самом деле это оказалось не так.
Здесь нужно развеять еще один штамп: будто бы рабовладение было преимущественно чертой Древнего мира, а с наступлением эпохи феодализма рабство как-то зачахло. Да ни разу! Порой только на рабах и выезжали христианские страны!
Итак, заглянем в самый дальний от нас угол Европы – на Иберийский полуостров – в Испанию. Как известно, в свое время там обосновались мусульмане, после чего, в ходе Реконкисты, христиане вернули себе эти территории. Все нормально – обычные терки.

Передача власти сопровождалась подписание договоров между сторонами. В частности, оставшимся на полуострове многочисленным мусульманам гарантировалась судебная автономия. Иными словами, они свои дела решали бы в мусульманских судах.
На деле же этого сделано не было и мусульман направляли в христианские суды, где судили по заветам другой религии с совсем другими наказаниями. При этом мусульмане изначально классифицировались как полностью принадлежащие королю Арагона.
Здесь особый интерес представляют интимные взаимоотношения между христианами и мусульманами, которые были запрещены. По исламскому праву за такое могут публично выпороть, а то и вовсе камушками забросать, но по христианским законам за такое отправляли в рабство.
С продажи каждого раба корона получала свою долю. В общем, где мытьем, где катаньем, но мусульман стали обращать в рабство под любыми предлогами.
Церковь как всегда оказалась на стороне власти, и быстро нашла оправдание тому, что мусульман не просто можно, но даже нужно делать рабами.
Собственно еще в 1140 году был издан сборник канонического права, на который еще много веков ориентировались, оправдывая рабовладение.
Но в конечном счете местные мусульмане кончились, а спрос на рабов страшно возрос. Причиной этого стало то, что в середине XIV века случилась эпидемия чумы. Чудовищная смертность и падеж населения в Испании привели к тому, что работников осталось очень мало.
Решили нанимать всяческих «понаехавших», но поскольку на каждого рабочего приходилось по несколько желающих его нанять, то он выбирал самого щедрого на оплату. Да и вообще в таких условиях рабочие стали очень требовательными.
Власти возмущались аморальностью тружеников, которые не хотят помочь пострадавшим и требуют хорошей оплаты. Действительно мерзавцы! Приехали на заработки и еще заработать хотят! Ну и Церковь, конечно, возмущалась столь нехристианским стяжательством.
В итоге стало выгоднее купить раба, чем нанимать работника. Работорговля активизировалась, и христианские пираты со всего Средиземноморья стали терроризировать мусульманские берега, угоняя тамошних жителей в рабство. Особенно активными они были в конце XIV века.
Спрос породил предложение, а предложение в свою очередь подстегнуло очередную волну спроса, и мусульман перестало хватать. Да и берега несколько истощились.
Тогда работорговцы решили, что нужно направить свое внимание на Восточное средиземноморье и Черноморские берега. Правда, там жили по большей части христиане, но Церковь и здесь пояснила, что православные – не в счет, ибо это то же, что и язычники и даже хуже – еретики.
В итоге Иберийский полуостров стал наводняться греками, албанцами, болгарами, русскими, которых перекупали у татар, и даже черкесами. Причем в скупку этого товара включились уже не только испанцы. Так известно, что примерно в те же времена итальянцы заселили целый городок черкесскими рабами-ремесленниками.
В те времена рабов из Восточного средиземноморья было так много, что один из современников подсчитал, что более половины всех рабов в Валенсии были православными христианами.
К счастью, некоторым такое положение казалось неправильным, да и избыток рабов отнимал рабочие места у местного населения. В итоге было принято решение более не порабощать православных, ибо было решено считать, что они хотя и паршивые, но все же единоверцы. Им даже дали право требовать свободы в суде.
Разумеется, это все было больше на бумаге, чем в реальности. Да и сам поток православных рабов, хотя и чуток снизился, но не прекратился. Потребовалось еще более 70 лет, чтобы количество русских, черкесских, греческих и прочих рабов действительно сильно уменьшился.
Вот только случилось это не потому, что идеалы гуманизма победили, а просто появился избыток наемных рабочих рук, ранее подорванный чумой, а Константинополь пал, и политику в Восточном средиземноморье стали задавать османы.
И именно тогда христианским владыкам и Церкви стало ясно, что без рабов все же несколько невыгодно. Мусульмане и православные для этой роли не особо годились, поэтому решили переориентироваться на Западную Африку, откуда можно было вывозить много и почти не получая отпор.
И Церковь опять продемонстрировала удивительную гибкость мышления, отметив, что черные – они же дети Хама, которым сам бог велел быть в рабстве. Начался новый виток в истории работорговли.
Мусульманские же, славянские, черкесские и многие другие рабы постепенно ассимилировались в среде испанского населения. В скором времени там за некоторую сумму денег стало возможным получить дворянство, и страна наводилась бесчисленными идальго.
У этих «идальго», конечно же, все были дворянами до 12 колена, но которые на деле едва ли ни в третьем поколении были крещеными евреями, маврами или перешедшими в католицизм православными.
И те из них, у кого были светлые глаза, любили объяснять это тем, что они ведут свое происхождение еще от завоевавших Иберийский полуостров готов. Но, скорее всего, эти «готы» были все больше из русских земель и еще недавно тянули невольничью лямку.
Источник