Александр Таманян: хранитель прошлого и создатель будущего
Есть люди, которые своей жизнью, работой, творчеством не только превосходят обычный уровень их времени, но и предвосхищают наступление новых эпох. Именно таким был основоположник современной армянской архитектуры, автор генерального плана Еревана Александр Таманян.
Pодившись в 1878 году Екатеринодаре (совр. Краснодар) и получив специальное образование в Санкт-Петербурге, став там успешным и востребованным архитектором (чего стоят только построенные по его проектам особняк В.П. Кочубея, доходный дом князя С.А. Щербатова, Ярославская сельскохозяйственная выставка и многие другие осуществлённые в России проекты), Таманян без колебаний переехал на историческую Родину, которая тогда получила долгожданную независимость. В 1919 году, мастер впервые приехал в армянское государство, известное сейчас как Первая республика (1918-1920 гг.). На протяжении многих лет до того Александр Таманян интересовался армянским зодчеством. Еще в 1908 году проводивший раскопки в Ани Николай Марр заказал ему проект музея в этой столице средневекового армянского царства. А чуть позже архитектор заявлял своим друзьям: «Вот увидите, я буду жить в Армении и строить там».
Построить что-либо при Первой республики Александр Таманян, впрочем, не успел – осенью 1920-го она пала под ударами советских войск, и архитектор с семьей вынужден был выехать в Иран, где он некоторое время проживал в Тавризе.
Однако желание творить на Родине все же взяло в душе Александра Тамяняна верх – тем более, Армения все равно осталась на карте мира, пусть и в качестве Советской социалистической республики. В результате, под персональные гарантии Совнаркома Армянской ССР, архитектор возвращается в ставший ему родным Ереван в 1923 году. Уже в 1924-м он представляет правительству генплан города, полный новаторских идей и рациональных градостроительных решений. В последующем этот план дорабатывался, однако основные его моменты остались неизменными.
Согласно идее Таманяна, Ереван должен был быть разделен на несколько зон – административную, ВУЗовскую, промышленную, культурную, музейную, соединенные друг с другом и с центром. Центрами города становились две площади – Театральная и Ленина, соединенные между собой Северным проспектом. Отдельным преимуществом плана Таманяна являлось такое расположение городских улиц и зданий, что с многих из них открывался вид на гору Арарат. Ереван, согласно замыслу архитектора, становился компактным и удобным. Примечательно, что, несмотря на то, что изначально проект был рассчитан на город с населением 150 тысяч человек, потенциала плана Таманяна хватило и на современный Ереван-миллионник. Видя его наследником древних столиц Армении, архитектор с особой скрупулезностью подошел к проектированию зданий, в которых ему удалось соединить армянские национальные архитектурные традиции с самыми современными решениями.
Удивляет работоспособность Александра Таманяна – ведь, помимо генплана Еревана, в период с 1925 по 1932 гг. им были разработаны проекты многих важных архитектурных объектов города. А ведь творил Таманян не только в Ереване! Он – автор генпланов Ленинакана, как тогда назывался Гюмри, Эчмиадзина, Гавара и других городов и поселков Армении. Кроме того, Александр Таманян председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армянской ССР, что, в условиях агрессивного обновления и уничтожения религиозных и культурных сооружений прошлого, характерных для первых лет советской власти, было делом нелегким и небезопасным.
Отдельно стоит созданный Таманяном проект здания правительства, расположенного на площади Ленина, которая сейчас называется площадью Республики. Это здание, выполненное в стиле неоклассицизма, дало старт для развития всей современной армянской архитектуры.
Не менее значимым является и проект Народного дома – первого театра Еревана, который должен был стать по-настоящему массовым, доступным для множества зрителей. Предполагалось, что он вместит до 3 тысяч зрителей. В Народном доме планировалось множество технических новаций – например, два полукруглых в плане зимний и летний залы в особых случаях могли объединяться общим объёмом сцены. Летний зал не имел внешних стен и должен был раскрываться в сквер. А сцена одного из залов (ныне - оперного театра) открываясь в зал тремя проёмами, дающими возможность для создания различных спецэффектов в ходе постановок. К сожалению, полностью проект Таманяна не реализован до сих пор. Достроенный в 1953 году театр, который известен сейчас как Национальный театр оперы и балета им. А. Спендиаряна – лишь частичное воплощение идей архитектора.
Народный дом – не единственный проект маэстро, который он так и не увидел при жизни. Дом правительства и Центральная площадь появятся в Ереване лишь спустя десятилетия, а Северный проспект осуществят только в 2007 году. А ряд идей Александра Таманяна так и остались на бумаге. Незавершенность многих проектов, необходимость уступать и идти на компромиссы всю жизнь были главными трагедиями Таманяна. Позже к ним прибавилось и постепенное ухудшение зрения…
Будучи членом Центрального исполнительного комитета Армянской ССР, имея звание народного архитектора республики, Александр Таманян в быту жил очень скромно. Его друзья неоднократно обращались к правительству с просьбой улучшить жилищные условия мастера, который сам, однако, никогда с подобными инициативами не выступал. Несмотря на скромные условия, дома у Таманяна постоянно собирались выдающиеся деятели искусства Армении, которые одновременно были и его друзьями. Среди них – Мартирос Сарьян, АветикИсаакян, Александр Спендиаров и многие другие.
Рядом с ереванским Каскадом в сквере имени Таманяна можно увидеть памятник архитектору. Мэтр облокачивается на три камня. Левый символизирует старую архитектуру, правый – новую, а сам Таманян, своими работами словно перекидывает между ними мост. Таманян превратил Ереван из небольшого провинциального городка в настоящую столицу Армении – современную, постоянно развивающуюся, растущую и, одновременно, отражающую в своем облике все громадное культурное наследие армянского народа.Такими были столицы Армении прошлого – Тигранакерт, Ани, Двин и остальные, когда-то блестящие города. Таков и таманяновский Ереван – ее столица настоящего и будущего.
Источник