Определение границ на Кавказе обозначило новые вызовы для Кремля
Уточнение границ между регионами - рутинная задача Росреестра, однако территориальный спор Ингушетии и Чечни заставил Кремль форсировать эту работу. Федеральный центр стремится предотвратить новые конфликты из-за территорий, но для Северного Кавказа ему придется искать особые политические решения, заявили опрошенные "Кавказским узлом" политологи.
Как писал "Кавказский узел", Росреестр потребовал уточнить 25 границ между регионами СКФО и внести сведения о них в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) до 2021 года. Для этого администрации смежных регионов "должны согласовать между собой прохождение общей границы, подготовить необходимый пакет документов и направить его в орган регистрации прав", указало ведомство.
22 января спикеры парламентов Чечни и Дагестана договорились уточнить границу республик. Рамзан Кадыров объяснил необходимость уточнения границы Чечни с соседними регионами решением руководства страны и поручил подчиненным подготовить подробные карты с описанием приграничных территорий. Глава Дагестана Владимир Васильев 20 января назвал пересмотр границы с Чечней "плановой и обязательной работой".
Указание Росреестра о необходимости уточнить границы регионов может быть вызвана стремлением чиновников предотвратить возможные конфликты из-за границ, предположил старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов. Указание ведомства касается регионов СКФО и ЮФО - среди прочего, говорится о границах Адыгеи с окружающим ее Краснодарским краем, - а в остальной части России эта работа, если и ведется, то незаметно, отметил он.
"Я не слышал, чтобы в других федеральных округах кадастровые вопросы и вопросы установления границ между субъектами поднимались столь публично - возможно, что и в других округах ведется такая работа, но гораздо тише", - сказал Ярлыкапов корреспонденту "Кавказского узла".
Громкое заявление о необходимости установить границы противоречит давно обозначившейся в России тенденции "дрейфа к унитаризму", отметил ученый. "Ведь для единого государства внутренние, административные границы не столь важны, как для государства полноценно федеративного", - сказал он.
Кадастровые вопросы в теории могут быть решены бесконфликтно двумя соседними регионами на основе описаний местности, и федеральные власти, судя по заявлению Росреестра, заинтересованы именно в этом. "Если субъекты сами проведут работу по детальному определению границ их территорий, то получается, что они сами решат вопросы, отказавшись от [возможных претензий друг к другу]. Федеральный центр указывает субъектам: проведите сами размежевание с полным кадастровым описанием во избежание возможных споров. Недаром все началось после заявлений Кадырова, и чаще всего о границах и размежевании мы слышим от главы Чечни. Вероятно, в [Москве] возникла идея предотвратить споры и конфликты путем подробной описи земель самими субъектами", - пояснил Ахмет Ярлыкапов.
Формальная кадастровая работа не приведет к разрешению всех территориальных споров, а процесс установления границ на Северном Кавказе не обойдется без конфликтов, уверен Ярлыкапов. Он привел в пример вопрос Пригородного района, который входит в состав Северной Осетии, но в конституции Ингушетии объявлен территорией этой республики.
"Территориальные споры ведут к усилению национального движения, как это было во время ингушского протеста против установки границы с Чечней. В Дагестане тоже [появилась напряженность] на фоне разговоров о размежевании с Чечней, люди мобилизуются. Побочные эффекты кадастрирования могут идти вразрез замыслу устранить конфликты и минимизировать территориальные претензии субъектов друг к другу через их собственное размежевание", - заключил Ахмет Ярлыкапов.
26 сентября 2018 года Рамзан Кадыров и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписали Соглашение о закреплении границы между Чечней и Ингушетией. Это привело к массовым митингам в Магасе, которые "Кавказский узел" осветил в хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".
Распоряжение Росреестра - первый этап работы по уточнению границ регионов Северного Кавказа, целью которой может быть упреждение конфликтов, считает старший научный сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук Алексей Гуня.
"Скорее всего, федеральный центр хотел бы упредить и не допустить возможные конфликты по поводу границ между субъектами. Кадастрирование будет выявлять критические точки на местности, которые служат источником потенциальных конфликтов. Распоряжение Росреестра на стадии сбора информации не носит тотально директивного характера, на первом этапе проблемы будут институализировать", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Вероятность возникновения споров в процессе установления границ достаточно высока, но конфликтный потенциал вопроса в каждой конкретной ситуации может быть разным, отметил ученый.
"Такое утрясание границ не может исключить конфликтов, но пока еще преждевременно судить об их силе и последствиях. Вряд ли будет заявлено, что все территории надо будет застолбить, согласно новому кадастру, раз и навсегда. В процессе размежевания в тех местах, где нет конфликтов, границы сразу будут закрепляться, а решение по потенциально опасным территориальным спорам будет вынесено на другой уровень", - подчеркнул Гуня.
Вопрос границ на Кавказе потребует политического решения
Задачей государства - как унитарного, так и федеративного, - является предотвращение конфликтов из-за границ земельных угодий или административных единиц, отметил политолог, профессор Высшей школы экономики Николай Петров.
"Границы, проводимые одним субъектом, порой не совпадают с границами, проводимыми соседом, имеются накладки. По всей России есть много участков границ между субъектами, которые не установлены точно или не все показаны на местности. Имеются случаи, когда возникли ничейные территории на границах субъектов, а есть случаи, когда границы, определяемые каждым субъектом в отдельности, перекрывают границы соседа", - сказал Петров корреспонденту "Кавказского узла".
Накладки связаны с тем, что и в советские годы, и в постсоветское время размежеванию не уделялось достаточно внимания, пояснил политолог.
"Впервые лишь муниципальная реформа 2003 года на низовом уровне определила территориальные границы. Если ранее сельсоветы объединяли населенные пункты, а земельные угодья между ними были очень условно разграничены, то теперь есть довольно чёткая линия административных границ, в том числе между субъектами федерации. Однако по большому числу территорий, в основном не используемых в сельском хозяйстве и малонаселенных, ситуация оставалась неопределенной, и во избежание возможных конфликтов надо должным образом установить границы", - пояснил Николай Петров.
На Северном Кавказе, где четко разграничить отдельные участки территорий проблематично - как на некоторых участках границ Чечни и Ингушетии, Дагестана и Чечни, Северной Осетии и Ингушетии, - вопрос потребует политического решения, подчеркнул профессор. Проблема определения границы Ингушетии и Чечни сравнительно новая - граница между этими республиками не окончательно демаркирована из-за боевых действий 1990-2000-х годов, отметил он.
"Учитывая возникший - и пока не разрешенный, - конфликт между Ингушетией и Чечней, федеральный центр вспомнил о других территориальных вопросах. Поэтому [Кремль] поставил задачу четко определить и установить границу - этот процесс в свое время не состоялся в должной мере и сегодня его надо форсировать. Кадастрирование призвано убрать всякого рода двусмысленности и исключить в будущем возможность для нагнетания ситуации из-за этих неточностей. Все-таки большинство случаев территориальных споров имеют техническую основу, а не политическую", - заявил Петров.
Требование Росреестра, по словам Петрова, имеет характер директивы для его ведомственной вертикали. "Местные отделения Росреестра есть во всех регионах, они занимаются установкой границ земельных наделов и дачных участков, внутрипоселенных территорий и т. д. В данном случае Росреестр дал задание определить четко границу между субъектами РФ, а там, где ее нет, установить заново", - пояснил он.
Зубаревич: вопрос границ неизбежно будет политизирован
За распоряжением Росреестра стоит простой кадастровый учет с целью "привести в порядок замеры территорий", считает эксперт в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ Наталья Зубаревич.
"Раньше или позже земельный учет требуется систематизировать. Это норма для государства, когда земельные участки измерены, административные границы определены, все стоит на кадастровом учете, в электронном реестре, и Росреестр делает свою работу. Он должен заниматься кадастрированием, тем более если по ряду участков вообще отсутствуют сведения в ЕГРН. Делать это нужно, вопрос - когда и как", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Кадастрирование не устранит напряженность в районах, где потенциально возможны серьезные обострения территориальных споров, полагает Зубаревич.
"Трудно сказать, какова эта [конфликтогенность], не зная, о каких конкретных территориях идет речь, и каковы будут погрешности при проведении земельного учета по границам субъектов. Если [речь идет про], скажем, 100 квадратных метров, это одно, а если этот учет указывает на сильные подвижки в границах, это чревато сильным конфликтом. К слову, на границе Чечни и Дагестана граница может проходить с коррективами по горным хребтам - малонаселенным территориям, где практически не ведется хозяйственная деятельность, но корректировка границ требует обсуждения. Пример спора Чечни и Ингушетии показывает, что обсуждение спокойным не будет", - подчеркнула профессор.
Форсирование кадастрового учета и процесса установления границ имеет бюрократическую и рациональную логику, отметила Наталья Зубаревич.
"А политические последствия зависят от масштаба споров и [остроты] их восприятия людьми. Ведомство ведет свою деятельность, но поскольку восприятие территориального вопроса воспалено и на Кавказе, и в России в целом, - вспомним проблему Курил, - то вопрос границ будет политизирован. А дальше пойдут оценки того, что можно делать, а что лучше не трогать", - подытожила она.
Новости, касающиеся границ Чечни и соседних регионов, "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет". На "Кавказском узле" размещен полный текст Соглашения между Чечней и Ингушетией с приложениями к нему (картой и геодезическим описанием). Сделанный картографами анализ новой линии чечено-ингушской границы приведен в справке "Кавказского узла" "Неравноценный обмен Ингушетии с Чечней: анализ картографов".
Источник: Новости Кавказского Узла
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Экономика
Происшествия
Спорт
Бизнес