Жизнь / История / 18 октябрь 2020

Как отразилась жизнь Петра I в не самых известных картинах разных художников

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Петр I, пожалуй, самый изображаемый художниками русский царь. Фактически все основные вехи его бурной жизни так или иначе отражены в изобразительном искусстве. Я сделала небольшую подборку, из которой наглядно встает жизненный путь этого человека - реформатора, но и жестокого правителя, и при этом, несомненно, выдающейся личности.

Как отразилась жизнь Петра I в не самых известных картинах разных художников

На картине Мясоедова показан юный Петр, с огромным интересом слушающий Франца Тиммермана, иностранца, жившего на Кукуе, который рассказывает об устройстве ботика, найденного в мае 1688 года в одном из амбаров села Измайлово. Петр, как известно, обожал мореходство, корабли и потом учился их строить, а тут показан тот ключевой момент, когда он заинтересовался морским делом.

На картине Демакова запечатлен еще один важный момент жизни юного царя - его брак с Евдокией Лопухиной. Первую жену он не любил и вскоре избавился от нее, заточив в монастырь. Рожденный от этого брака наследник престола Алексей тоже был нелюбим отцом. В конце концов, он убил сына в тюрьме.

Первым военным мероприятием Петра был азовский поход. Целью было завоевание выхода к Черному морю. На картине Полякова показан первый поход, который был сухопутным и закончился неудачно. Тем не менее Петр пытался делать хорошее лицо при плохой игре и, например, подарил Саратову угодья, попавшиеся ему на глаза. Этот момент и запечатлен художником.

[img]"[/img]

Огромным событием в жизни Петра, да и всей России, было Великое посольство, с которым Петр впервые выехал за границу и остался там на несколько лет, знакомясь с нравами и обучаясь корабельному делу. На картине Вапперса молодой царь в лондонских верфях в Дерпфорте изучает азы кораблестроения.

Вернувшись домой, Петр начал решительные реформы, проявившиеся, в том числе, в жестких попытках изменить быт и нравы русской знати. Среди прочего ей вменялось носить европейскую одежду и брить бороды. Момент, когда царь лично стрижет бороды боярам, показан на картине Белюкина.

[img]"[/img]

Невзирая на ярко выраженное европофильство, Петр был вынужден демонстрировать себя как православного и богобоязненного царя. Он совершил паломничество в Соловецкий монастырь, этот эпизод показан на картине Машкова. Однако на заметить, что подлинной целью посещения Петром русского Севера было знакомство с портами, анализ ситуации с морской торговлей на месте.

Важнейшей вехой стало строительство новой столицы - Санкт-Петербурга. Этой теме посвящено много картин, я привожу прекрасное полотно Песиса.

[img]"[/img]

Выход к Балтийскому морю был необходим. Помимо строительства новой столицы, Петр начал войну с Швецией. На картине Зауервейда царь предстает в благородном образе, пытающимся остановить своих солдат от насилия и мародерства при взятии Нарвы. Надо сказать, что в реальности он не сильно этим заботился. Произвол солдат в захваченном городе был кошмарным.

Помимо войны, Петр активно занимался мирным строительством. Развитие промышленности требовало специалистов. Многие молодые люди были отправлены учиться за границу, а по возвращению Петр лично экзаменовал их. Этот момент показан на картине Кушевского.

[img]"[/img]

В 1717 году, ради укрепления международных отношений и поиска союзников в борьбе с турками, Петр вновь выехал в Европу с посольством. В том числе он посетил Францию, где встретился с королем Людовиком XV, тогда еще ребенком. Но переговоры он вел, конечно, не с ним. Момент встречи показан на картине Эрсана.

Там же в Версале Петр сделал светский визит больной фаворитке, потом ставшей законной женой, умершего к тому времени Людовик XIV - мадам де Ментенон. Этот эпизод показал художник Горский. Маркиза де Ментенон сперва была воспитательницей королевских детей, основала первую светскую (не в монастыре) школу для девочек, которую посетил Петр и которая потом стала прообразом Смольного института благородных девиц.

[img]"[/img]

Война со Швецией меж тем продолжалась, и произошла битва под Полтавой. Этот сюжет многократно описан в литературе и показан в изобразительном искусстве. Россия здесь одержала победу. На картине Пантюхина показан весьма патетично момент боя.

В личной жизни Петр обрел счастье с новой женой - бывшей пленницей, затем любовницей Меншикова, Екатериной Скавронской. Привязанность к этой женщине была так велика, что он сделал ее не только законной супругой, но и императрицей. Екатерина умела утешить мужа и создать в доме атмосферу любви и понимания. Хотя Петр имел разные любовные связи, находясь в браке, к жене он относился с нежностью, хотя порой и грубой. Момент семейной идиллии изображен на картине Шанькова.

[img]"[/img]

Петр I умер в 53 года, что, конечно, весьма рано даже для того времени. Его здоровье было подорвано бурным образом жизни и неумеренным потреблением алкоголя и табака. Художник Никитин, один из тех, кто был отправлен в Европу учиться живописи, сделал последний портрет царя, запечатлев его уже отошедшим в лучший мир.

Не сформировав четкую систему престолонаследия, Петр умер, оставив после себя полную неразбериху в этом вопросе.

Почитайте еще на моем канале:

Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве

Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе

В блоге мужа:

Кто же живет в домике шириной в один метр, находящемся в Варшаве?

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
х