Жизнь / История / 01 ноябрь 2020

Украинская охота на ведьм: Средневековье на вашу голову!

Вот не являются я украинофобом, и в Войну Борща со Щами стараюсь не лезть, но иногда доносится политическое пыхтение то с одной стороны то с другой, которое сложно не заметить.

Вот и недавно на одном киносайте наткнулся на «справжний баттл», где «жовто-сыня» сторона вещала, что мол «у нас в Украине всегда все было куда просвещеннее, чем у вас – диких мокшан, который в лаптях пребывали в дремучей дикости и суевериях».

В общем, предлагалось уверовать в то, что каждый казак или селянин в глубине души (и даже на поверхности) был как минимум Декартом и может даже Спинозой.

Ну, я, как человек, знающий и любящий казацкие предания, могу сказать, что, при всем их очаровании, ничего подобного там не было, а мракобесие и суеверия в этой среде цвели и пахли.

Украинская охота на ведьм: Средневековье на вашу голову!

Впрочем, в ту пору по всей Европе как раз полыхали костры, и Украина тогда втянулась в этот процесс, видимо изначально почувствовав желание стать просвещенной «Эуропой». Иными словами, просвещенная охота на ведьм пошла в украинские массы.

До того ведьм никто не гонял, во всяком случае, указаний об этом не было. В конце XII века сожгли любовницу одного князя, похвалявшуюся колдовством, да и все.

А вот в XVI–XVII веках дело стало набирать обороты. «Если лях и немец жгут ведьму, значить и нам трэба», заключили местные. Сразу же появилось множество жалоб на ведьм, которыми забили архивы.

Но что с ними делать было неясно. У «ляха и немца-то» была инквизиция, которая имела отработанный алгоритм действий, а здесь не было понятно, с какого конца заходить.

Вроде и жалобы есть, и на «ляха-немца» зело хочется походить, а своего «Молота Ведьм» – нэма. Пичалька. Доказать то, что ведьма пошла на сговор с Дьяволом нереально, свидетелей этого – тоже не сыскать, а пытки применять было нельзя, ибо инквизиции не было.

В итоге делали «строгий выговор и лишение премиальных». Но просвещенная нация жаждала справедливости и, когда суды молчали, включала режим охоты на ведьм, всеми силами стараясь сделать так, чтобы было так же средневоково как в Европе.

Размах это обрело немалый. Поводом для обвинений в колдовстве могло быть что угодно, но основной причиной была самая обычная зависть. Любой, кто хоть чем-то выделался из серой массы, мог быть объявлен колдуном и затравлен или убит.

Расследовать такие дела было сложно, найти учинивших самосуд тоже, поэтому большая часть преступлений сходила с рук.

Те, кто читал те же казацкие предания, могли, как и я, удивиться тому, что в них фигурируют богатыри, которые, почему-то всеми силами скрывали свою мощь.

Здесь нужно сделать отступление, поскольку мы склонны ошибочно воспринимать богатырей как этаких архаичных «качков».

Однако предания четко разделяют просто сильных людей, которых могли для красного словца назвать богатырями и настоящих богатырей, чья сила имеет сверхъестественное происхождение, примером чего могут быть былины об Илье Муромце, в которых прослеживаются мотивы шаманской инициации и вообще языческая архаика прикрытая христианством. Да и сама запорожская среда изобилует языческими реликтами.

И всегда богатырская сила ассоциируется с чем-то языческим, темным, дьявольским. Так что неудивительно, что обладатели гигантской силы скрывали ее. Чтобы никто не узнал, что они богатыри, ибо как говорят легенды, такие люди боялись, что товарищи, узнав в них богатырей, обязательно убьют их.

И так действительно было. Убивали тех кто сильнее, тех кто богаче, кто пьет меньше, у кого семья лучше, кто просто лицом более других вышел или просто, того кто поздно погулять вышел или в лесу был встречен не на тропе, а в сторонке.

Интересно, что когда левобережье старо российским (сиречь москальским), церковные суды и светские постоянно спихивали такие дела друг на друга, из-за чего людям приходилось творить правду самостоятельно.

Хороший пример произошел в начале уже XVIII века на Миргородщине, когда причиной мора скота была объявлена некая Вивдя с удобной «фамилией» – Москаленчиха.

Решили, что она ведьма и взывали хуторского эксперта по ведьмам. Тот всосал два стакана водки для ясного глазу, вытаращился на Москаленчиху, сказал: «та цэ ж видьма/агэнт Путина!», да и уехал вдаль за горизонт, что-то напевая об «эуропэйском майбутнем краины».

Народ начал было скакать на радостях, тем самым показывая, что уж они-то не москали, да и потащил Москаленчиху к властям. Но ни сотник, ни попы ее вины не узрели, и послали народ скакать от них подальше.

Но те твердо решили отправить «москаляку на гыляку», а поскольку до «гыляки» было высоко, то решили выкатить на перекресток большую бочку, в которую запихнули до смерти перепуганную женщину.

Далее бочка была облита дегтем и подпалена. В общем, репетиция Дома Профсоюзов и, стоит признать, что история эта из тех, в которых смеешься только потому, что вообще-то здесь впору заплакать.

В деле уничтожения колдунов и ведьм украинские крестьяне вообще демонстрировали удивительную просвещенность, поскольку они всегда знали, какой из изощреннейших способов казни следует избрать.

Создается впечатление, что там каждый селюк был либо сам колдуном, либо профессиональным Охотником на Ведьм, либо просто конченым садистом.

Надо сказать, что «москальские власти» все же отреагировали на такой произвол и наказали извергов. Но это была капля в море.

Так в 1624 году было записано, что в связи с мором в Мирополье сожгли множество ведьм по причине мора. Хотя в другом месте их палить побоялись, поскольку в том же Мирополье после массового сожжения ведьм стало только хуже.

В 1720 году на Волыни виновницей эпидемии объявили местную жительницу, вина которой была в том, что дожила до ста лет. И опять нашли «эксперта», и опять жуткая смерть, описывать которую я, пожалуй, не буду, ибо страшнее, чем с Москаленчихой.

18-ю годами позднее озверевшие крестьяне совершили еще одно ритуальное убийство, жертвой которого стал на этот раз шляхтич Михаил Матковский.

Такое случалось крайне редко, поскольку, хотя каждый селянин свято верил, что все москали/ляхи/жиды/немцы – цэ бисово отродье, трогать их опасались, ибо они, за исключением евреев, часто занимали высокое положение. Поэтому доставалось по большей части своим соплеменникам, да все тем же «жидам».

Для начала шляхтича жестоко избили за то, что тот, во время крестного хода по случаю эпидемии, гулял где-то ночью во тьме. То, что это не по-христиански и то, что шляхтич (не из богатых) просто искал пропавших у него лошадей (это доказывала уздечка в руках), сельских христиан не обеспокоило, и они были рады, думая, что убили пана.

Потом решили перепроверить, и нашли его побитого, но дома. Взяли дом штурмом, высекли, и, устроив зверскую пытку, сожгли беднягу на костре. В этом случае в дело включилась и местная шляхта со священниками. Кстати, вина Матковского доказана не была вообще ничем.

Впрочем, если обвинителем был знатный или богатый человек, суд значения не имел. Так в 1730 году была казнена некая Марина Перистая.

Ее дважды пытали, но выбить из нее признание в колдовстве не смогли. Да и ущерба никакого от нее не было. Ее просто назвали ведьмой. Как ни крути, молодую красивую крестьянку следовало признать невиновной, но приговор был избран заранее.

Особо отметился «славный гетьман» Иван Брюховецький, который в 1667 году сжег сразу 6 ведьм, обвинив их в краже детей из утробы и сговоре с Дьяволом.

И такая вот европейская дикость продолжалась даже тогда, когда ее в Европе уже почти не было. Конца и края этому не было видно.

Все те же «москальские государевы суды» в XVIII веке окончательно отказались рассматривать такие дела, однако местные украинские суды приговаривали людей к смерти за колдовство еще около 100 лет. Самосуды же прекратились только в начале ХХ века. Такая вот просвещенность, такая вот «Эуропа»!

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
х