Жизнь / История / 03 ноябрь 2020

Кто этот Чаттертон, смерть которого показал в своей картине художник Уоллис?

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В 1856 году на выставке в Королевской академии изящных искусств в Лондоне всеобщее внимание привлекло полотно пока никому не известного художника Генри Уоллиса "Смерть Чаттертона". Картина впечатляла как своим драматизмом, так и живописностью.

Медноволосый молодой человек лежит на кровати. На нем белая рубаха, расстегнутая на груди, яркие кюлоты, белые чулки. Юноша бледен, его лицо напоминает мрамор. Он мертв.

Кто этот Чаттертон, смерть которого показал в своей картине художник Уоллис?

Оторвав взгляд от мертвого тела и обратив внимание на окружающую обстановку, зритель видит в этом антураже все то, что привело лежащего юношу к печальному исходу его жизни. Рядом с кроватью стоит открытый сундучок, из которого вывалена груда листов, разорванных в клочья. Комнатка маленькая, убого обставленная, явно находится на верхнем этаже дома, скорее всего - на мансарде. Такое жилье стоило дешево.

На полу валяется темная скляночка.

В общем, ясно, что молодой поэт, не получив признания, разочаровавшись в своем творчестве и жизни в целом, принял яд. Да, так оно и было.

Томас Чаттертон родился в Бристоле в 1752 году. Отец его был певчим в хоре, но умер еще до рождения сына. Так что мальчик родился сиротой. Известно, что его хотели обучить на адвоката. Во всяком случае, мальчик какое-то время был учеником адвоката. Однако юридическая стезя его не привлекала совсем. Романтически настроенный подросток мнил себя поэтом.

Он увлекался историей, особенно его привлекало прошлое родного Бристоля. И как-то Томас сочинил поэму на эту тему, стилизовав ее под средневековый текст.    

В 17 лет Томас уехал в Лондон, уверенный в своем таланте и в том, что он покорит столицу. Поначалу его приютили родственники, потом юноша снял чердачную комнату. Его попытки опубликоваться и стать известным поэтом терпели одно поражение за другим. Никому не были интересны его стихи, да и он сам. Увы, не нашлось никого, кто поддержал бы юношу в трудный момент его становления, дал бы надежду, укрепил бы его уверенность в себе.

24 августа 1770 года 18-летний непризнанный поэт принял мышьяк. Бедный ребенок... Подобный переход в мир иной очень мучителен и крайне некрасив, но Томас не думал об этом. Его похоронили на кладбищенском участке при работном доме - для самых нищих.

[img]"[/img]

Берясь за работу над картиной, посвященной смерти Чаттертона, Генри Уоллис в какой-то мере выразил отражение своей судьбы. Он тоже рос без отца, также рано потянулся к творчеству, был беден и жаждал признания. Однако, в отличие от несчастного Чаттертона, оказался не так раним и чувствителен к суровой реальности. К тому же его первая работа - эта самая картина - стала знаменитой. Правда, потом Уоллис не создал ничего столь же значительного, не вошел в когорту самых известных художников своего времени.

Для образа Чаттертона ему позировал юный Джордж Мередит (выше можно видеть его портрет уже в пожилом возрасте). Надо сказать, что, в отличие от поэта, в чей образ он вжился для картины, сам Мередит достиг и успеха, и славы, став одним из самых значительных писателей викторианской Англии.

Почитайте еще на моем канале:

Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве

Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе

В блоге мужа:

Кто же живет в домике шириной в один метр, находящемся в Варшаве?

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930