Как Саакашвили без единого выстрела вернул Грузии Аджарию
Приморская Аджария - живописная область на юге-западе Грузии, у самой границы с Турцией.
Примерно пятьсот лет эта земля принадлежала туркам-османами из-за чего тут сложился особый субэтнос грузин-мусульман. И лишь в конце XIX-го столетия Аджарию вернула христианскому миру Российская империя.
В 1920-е годы под наблюдением турок тут для грузин-аджарцев была создана особая Аджарская автономия - единственная автономия СССР, организованная не по национальному, а по религиозному принципу.
В начале 1990-х годов с обретением Грузией независимости ушли из под власти Тбилиси и ее бывшие автономии: Южная Осетия с Абхазией.
Захотела определенной доли свободы и Аджария. Ее матерый лидер Аслан Абашидзе, потомок знаменитого аджарского поэта и политика Мемеда Абашидзе, взял курс на постепенный выход своей республики из состава Сакартвело. И даже отгородился от остальной Грузии таможенной границей, перестал перечислять в центр налоги.
При Абашидзе все ключевые посты в порядком обедневшей Аджарии занимали только его родственники. К примеру, мэром Батуми был его сын Георгий. Аджария страдала от страшной безработицы, большая часть местного населения жила заработками в соседней Турции.
В 2004-м вернуть Аджарию под руку Тбилиси пожелал Михаил Саакашвили, пришедший к власти в результате так называемой революции Роз - ვარდების რევოლუცია — «вардебис револуциа».
Абашидзе отказался позволять своей республике принимать участие в президентских выборах. В ответ Саакашвили назвал Абашидзе бандитом, заявил, что Аджария вовсе не собственность клана Аслана. Отношения между Тбилиси и Батуми накалились до предела.
Дело дошло до объявления в Аджарии всеобщей мобилизации в местное ополчение и подрыва ведущих в республику автомобильных мостов. Люди Абашидзе начали разбирать рельсы на путях, ведущих из Аджарии в остальную Грузию. Отключено было в Батуми и центральное грузинское телевидение.
Однако на крупный конфликт с центром Абашидзе все же не решился. Тем более, что Саакашвили заручился поддержкой Москвы. А в самом Батуми прошел крупный митинг за отставку Аслана.
В конце концов, в Батуми прилетел секретарь совбеза России Игорь Иванов (сам грузин по линии мамы). И забрал Абашидзе вместе с многочисленной родней в Москву. Где все они по сей день и пребывают.
Торжествующий же Саакашвили триумфально вступил в Батуми, вскоре начав полную реконструкцию порядком запущенного города... Люди приветствовали его ликованием. И даже выбросили на улицу правительственное кресло Аслана Абашидзе.
Аслан сбежал, Аджария свободна!, - заявил тогда радостный Михаил Николозович.
Победа в Аджарии стала единственной бескровной победой президента Грузии на пути собирания разбежавшейся в 90-е годы Сакартвело.
В следующий раз Саакашвили через четыре года попытается вернуть Самачабло (Южную Осетию). Как нам всем отлично известно, без выстрелов там уже не обойдется, а затея грузинского президента с треском провалится...